Иван Афанасьевич Соколянский


Иван Афанасьевич СоколянскийИван Афанасьевич Соколянский

Иван Афанасьевич Соколянский (1989 — 1960), видный российский дефектолог, специалист в области тифло- и сурдопедагогике. Иван Афанасьевич Соколянский  Профессор Иван Афанасьевич Соколянский по праву считается выдающимся отечественным дефектологом и основоположником советской педагогики слепоглухих.
В своих немногочисленных, но ярких работах, а больше в письмах и устных высказываниях, которые, благодаря афористичности или даже парадоксальности, производили большое впечатление на его собеседников, И.А. Соколянский выразил множество плодотворных идей, касающихся особенностей обучения и развития слепоглухонемых. В дальнейшем эти идеи успешно развил и научно обосновал А.И. Мещеряков, любимый ученик И.А. Соколянского, высоко им ценимый.
Опираясь в своих исследованиях на концепции И.П.Павлова, Соколянский разработал систему обучения и воспитания слепоглухонемых, доказав возможность достижения высокого уровня их психического развития.
И.А. Соколянский жил в трудное время, в его биографии отразились великие и драматические события страны победившей революции, сложный путь молодой советской науки.
И.А. Соколянский родился 25 марта 1889 года в станице Динской Краснодарского края в большой казачьей семье. Еще в раннем детстве он познакомился и «сроднился» с глухонемыми людьми. Глухая девочка-подросток была его нянькой, благодаря ей он научился общаться с другими глухими детьми, жившими в станице. Глухонемые дети стали его близкими товарищами, с ними он разговаривал совершенно свободно, с помощью кратких, но выразительных жестов.
В станице Динской уже в то время была хорошая школа, в ней работали образованные учителя. Ученики этой школы активно участвовали в общественной жизни. Так, имя девятилетнего И. Соколянского упоминалось в местной газете в числе трех других детей, привезших собранные в станице хлеб и деньги в помощь голодающим Поволжья в 1898 г.
И.А. Соколянский, закончив школу, продолжал обучение в Кубанской учительской семинарии. Известно, что еще юношей он включился в работу молодежной группы, руководимой большевиками, и активно участвовал в революционных событиях 1905 года на Кубани. В 16 лет он был арестован, попал в списки неблагонадежных и выслан в Вологодскую область. Через полгода был освобожден из ссылки и уехал в Петербург с намерением учиться дальше.
Сначала он поступил на Высшие сельскохозяйственные курсы, которые в те времена давали отсрочку от воинской повинности.
Одновременно И.А. Соколянский стал слушать лекции П.Ф. Лесгафта, который первым открыл перед ним «науку о человеке» и которого И.А. Соколянский считал своим учителем. На этих лекциях И.А. Соколянский впервые узнал о существовании специальных школ для глухонемых в Америке. Это настолько заинтересовало Соколянского-юношу, что он без колебаний решил посвятить себя этому делу. И через год перешел в Психоневрологический институт на педагогическое отделение естественно-исторического факультета, в котором учился с 1908 по 1913 год.