Роза Евгеньевна Левина


Роза Евгеньевна Левина

Роза Евгеньевна Левина (1908—1989) — советский педагог, психолог. Родилась 25 февраля 1908 г. в Орше, (Белоруссия). В 1927 г. поступила во 2-й МГУ (ныне МПГУ) на педагогический факультет. Посещала психологический кружок Л.С. Выготского, в котором участвовали Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. Начала изучать детскую речь под руководством Л.С. Выготского. В 1931 году начинает работать в Экспериментальном Дефектологическом Институте (ЭДИ) (впоследствии переименованном в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР). С 1931 по 1948 год она заведует Клиникой речи этого института. В 1941 г. защищает кандидатскую диссертацию «Исследование алексии и аграфии в детском возрасте». Эта работа внесла радикальные перемены в интерпретацию причин и патогенеза нарушений письменной речи. Во время Великой Отечественной войны работала в военном госпитале в Уфе, занималась восстановлением речи больных с черепно-мозговыми травмами. С 1948 года в течение многих лет Р.Е. Левина руководит отделом логопедии НИИ дефектологии. В 1961 г. защищает докторскую диссертацию в форме монографии «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи». До конца жизни работает в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1967 г. — АПН СССР). Умерла в Москве в 1989 г.
Самым крупным достижением Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ей разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. Р.Е. Левина исследовала неуспеваемость младших школьников. Под руководством Р.Е. Левиной проведены фундаментальные исследования, которые определили дальнейшее развитие отечественной логопедии. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений речи необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения. В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников в логопедии появилось понимание речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Были разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии. Р.Е. Левина обосновала новый подход к организации системы коррекционной работы по преодолению речевых нарушений на основе выделения дифференцирующих признаков речевого дефекта. Р.Е. Левина принадлежит к научной школе Л.С. Выготского к которой принадлежат ( Р.М. Боскис, Т.А. Власова, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Н.Г.Морозова, М.С. Певзнер, И.М.Соловьёв, Ж.И. Шиф.). На протяжении всей своей жизни она развивала идеи Л.С. Выготского. Наряду с М.Е. Хватцевым Р.Е. Левину можно назвать основоположником советской логопедии как самостоятельной науки.

Основные труды:
* Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). Москва, 1936 (img, img-2)
* Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей//Дефектология.-1975.- № 2.
* Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма//Специальная школа, 1963, № 1.- с.62-66.
* Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. — М., 1958.
* Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи:Дис. в форме монографии … д.пед.н. /НИИД АПН РСФСР.- М., 1961.
* Левина Р.Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей//Специальная школа, 1959, № 4.
* Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи//Вопросы логопедии. — 1959.
* Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). — М., 1951.
* Левина Р.Е. О путях разработки вопроса о предупреждении в логопедии//Специальная школа.- 1963.- № 2.
* Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей//Специальная школа.- № 2(122).- 1967.