Словарь дефектолога — С


САЛИВАЦИЯ — обильное слюноотделение.
САНГВИНИК [лат. sanguis (sanguinis) кровь] — человек, отличающийся (по своему тпемпераменту) быстрой возбудимостью, ярким внешним выражением эмоций, легкой их сменяемостью.
СИГМАТИЗМ — недостатки произношения свистящих звуков [с, з, ц] и шипящих — [ш, ж, ч, щ].
СИНКИНЕЗИЯ — дополнительные движения, непроизвольно присоединяющихся к произвольным; например, при ходьбе движения ног и туловища дополняются движениями рук.
СКАНДИРОВАННАЯ РЕЧЬ — речь по слогам, нарушение ритма речи.
СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ — 1) часть словарного состава совр. языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех сферах жизни человеческого общества; противопоставляется пассивному словарю; С. а. включает как слова общенародного употребления, так и те, которые ограничены в своем использовании (профессионализмы, эмоционально-экспрессивная лексика и т. п.); слова С. а. лишены оттенков архаичности и новизны и образуют ядро лексической системы языка; 2) активный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и др.
СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ — наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.
СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ — 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в повседневном общении (книжная лексика, неологизмы, еще не ставшие привычными, и др.); 2) пассивный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и др.
СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ — запас понимаемых слов.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — 1) деривация, образование слов в языке по существующим моделям с помощью аффиксации, чередования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и др. средств; 2) раздел грамматики, изучающий С.
СЛОЖНЫЙ ДЕФЕКТ – сочетание двух  более дефектов развития.
СЛУХОВАЯ ОБЛАСТЬ КОРЫ — участки коры, расположенные симметрично в височных отделах коры полушарий головного мозга; принимают чувствительные импульсы, идущие по преддверно-улитковому нерву.
СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ — недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). С.з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.
СОПРЯЖЕННАЯ РЕЧЬ — совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.
СПАСТИЧЕСКИЙ — судорожный, имеющий характер спазма.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание  коррекционной  помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – условия обучения и воспитания, в том числе специальные учебные программы и методики обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебники и учебные пособия, адаптированная среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ лицами с особенностями психофизического развития.
СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – учреждение образования, созданное для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.
СПОНТАННАЯ РЕЧЬ — непроизвольная.
СПОСОБ АРТИКУЛЯЦИИ — характер прохода (свободный, суженный, сомкнутый) для струи воздуха при образовании звука речи, определяемый тем, как функционирует приподнимаемая часть языка (образует свободный проход, щель или смычку).
СРЕДНИЙ МОЗГ — часть ствола головного мозга между варолиевым мостом и промежуточным мозгом; состоит из четверохолмия и ножек мозга; в С. м. расположены эфферентные проводящие пути от больших полушарий и клеточные ядра, регулирующие движения глаз, тонус скелетных мышц и др.
СТВОЛ МОЗГА — отдел головного мозга, включающий продолговатый мозг, задний мозг (варолиев мост и мозжечок) и средний мозг; в С. т. находятся первичные центры большей части анализаторов, а также центры регуляции дыхания, сердечной деятельности, сосудистого тонуса, пищеварения и др.
СТЕРЕОГНОЗ — способность восприятия, узнавания предметов тактильно-двигательным способом, наощупь; страдает при органических поражениях головного мозга.
СТРЕСС [англ. stress напряжение] — состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.
СУБКОМПЕНСАЦИЯ — неполная, частичная компенсация недостатков в психофизическом развитии.
СУДОРОГИ — непроизвольные сокращения мышц, возникающие при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях; С. характерны для состояния возбуждения подкорковых образований; могут быть вызваны рефлекторно; С. обычно наступают приступообразно, но могут быть и постоянными; различают локализованные и общие судороги; иногда, начавшись в одной группе мышц, они распространяются на соседние и могут сделаться общими — генерализоваться.
СУДОРОГИ КЛОНИЧЕСКИЕ — быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.
СУДОРОГИ ТОНИЧЕСКИЕ — продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.
СУРДОПЕДАГОГИКА [лат. surdus глухой + педагогика] — раздел коррекционной педагогики, разрабатывающий содержание, принципы, формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, способы коррекции недостатков их развития в условиях обучения и воспитания.

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [Й] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Э] [Я]