Словарь дефектолога — П


ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ — дополнительный к основной артикуляции согласных подъем средней части языка к твердому небу (или йотовая артикуляция), резко повышающий характерный тон и шум.
ПАРАЛАМБДАЦИЗМ – дефект речи замена звука «л» другими («р», «в»).
ПАРАЛИЧ — выпадение функции к.-л. мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации.
ПАРАЛИЧ ПСЕВДОБУЛЬБАРНЫЙ — паралич мимико-артикуляционных мышц, иннервируемых двигательными черепными нервами, обусловленный двусторонним поражением корково-ядерных волокон в полушариях или в стволе головного мозга; проявляется дизартрией, дисфагией, дисфонией, появлением рефлексов орального автоматизма, насильственного плача и смеха.
ПАРАСИГМАТИЗМ  — дефект речи замена звука «с» другими.
ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА— часть вегетативной нервной системы, участвующая в регуляции деятельности внутренних органов (замедляет сердцебиение, стимулирует отделение пищеварительных соков и т. п.), активизирует процессы накопления энергии и веществ (ср. симпатическая нервная система).
ПАРЕЗ — неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы.
ПАРЕТИЧНОСТЬ — неподвижность мышц.
ПАСАВАНА ВАЛИК — поперечное выпячивание задней стенки глотки, образованное ее верхним сжимателем; при глотании отделяет носовую часть глотки от ротовой.
ПАТОГЕНЕЗ — механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.
ПАТОЛОГИЯ — 1) раздел медицины, изучающий болезненные процессы и состояния в живом организме: состоит из патологической анатомии, изучающей изменения в строении органов и тканей, вызванные болезненными процессами, и патологической физиологии, изучающей нарушение функций органов и организма в целом при его заболеваниях; 2) отклонение от нормы, уродливая ненормальность.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ — отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания; причинами П. з. могут быть: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ к преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребенку, пропуски школьных занятий, безнадзорность; П.з. может возникнуть вследствие замедленного развития ребенка; так, дети, которые по этой причине оказываются не подготовленными к школьному обучению без применения в школе коррекционно-воспитательных мероприятий, вскоре становятся педагогически запущенными,
ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ — относящийся к периоду непосредственно после родов (или к родам).
ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — состоит из черепно-мозговых нервов, нервных сплетений и спинномозговых нервов; нервы доставляют импульсы из центральной нервной системы непосредственно к мышце и информацию с периферии в центральную нервную систему.
ПИРАМИДНЫЙ ПУТЬ — путь прохождения возбуждения по нервным волокнам от двигательной области коры больших полушарий головного мозга к двигательным клеткам спинного мозга и далее по соответствующим волокнам непосредственно к мышцам.
ПОДБОРОДОЧНО-ЯЗЫЧНАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — волокна, начинающиеся от внутренней поверхности нижней челюсти, расходясь веерообразно, идут вверх, назад и прикрепляются к спинке языка в области его корня: назначение этой мышцы — выдвигать язык вперед.
ПОДРАЖАНИЕ — произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих-либо движений, действий и т. п.
ПОДЪЕМ — степень приподнятости той или другой части языка, придающая гласным открытый или закрытый характер и являющаяся основой их классификации «по вертикали».
ПОДЪЯЗЫЧНО-ЯЗЫКОВАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — мышечные волокна, начинающиеся от подъязычной кости, расположенной ниже языка и сзади него; волокна этой мышцы идут в виде веера и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка; назначение — осаживать язык книзу.
ПОДЪЯЗЫЧНЫЙ НЕРВ — двигательный нерв языка; XII пара черепно-мозгового нерва, волокна этого нерва иннервируют мышцы языка, что сообщает ему гибкость и подвижность; при поражении П. н. могут развиваться атрофические явления в мышцах языка, ослабляется его способность к движениям, необходимым для выполнения речевой функции и функции питания; XII пара черепно-мозговых нервов.
ПОЗА РОМБЕРГА — в положении стоя стопы соприкасаются внутренними краями, руки вытянуты вперед под прямым углом к туловищу — тест для проверки глубокой чувствительности функции вестибулярного аппарата.
ПОЛОСАТОЕ ТЕЛО — один из центров экстрапирамидной системы, оказывает влияние на темп речи; нарушение функции П. т. проявляется, напр., при заикании.
ПОЛЯ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА — участки коры больших полушарий головного мозга, отличающиеся друг от друга микроскопическим строением и функцией.
ПОПЕРЕЧНАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — мышца, состоящая из нескольких пучков волокон, которые, начавшись на перегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки края языка; назначение — уменьшать поперечный размер языка (суживать и заострять язык).
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — работа, которая обеспечивает возможность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости голосовых складок.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА — создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двитательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука и зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением разнообразных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.
ПОСТНАТАЛЬНЫЙ — возникающий или происходящий непосредственно после рождения.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ — существующий в потенции; скрытый, не проявляющийся; возможный; потенциальная энергия — физ. часть полней механической энергии физ. системы, зависящая от взаимного расположения ее частиц и от их положения во внешнем силовом поле (напр., гравитационном); другой частью механической энергии системы является кинетическая энергия.
ПРАКСИС — способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
ПРЕВАЛИРОВАТЬ — преобладать, иметь перевес, преимущество.
ПРИКУС — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.
ПРИНЦИП — основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки: внутреннее убеждение человека.
ПРОБА ПАЛЬЦЕ-НОСОВАЯ — проба, служащая для обнаружения динамической атаксии; больному предлагается коснуться указательным пальцем кончика собственного носа и повторить это движение с закрытыми глазами: обычно П. п. н. выполняется в позе Ромберга.
ПРОГЕНИЯ — аномалия прикуса, характеризующаяся значительным выступанием нижней челюсти вперед и отсутствием контакта передних зубов при смыкании челюсти.
ПРОГНАТИЯ — аномалия прикуса, характеризующаяся значительным выступанием верхней челюсти вперед и отсутствием контакта передних зубов при смыкании челюстей.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — составление прогноза развития, становления, распространения чего-либо (напр., науки, отрасли производства, процесса, отношений и др.) на основании изучения тщательно отобранных данных.
ПРОГРАММА — учебная программа — краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися.

ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ — отдел ствола головного мозга, расположенный между варолиевым мостом и спинным мозгом; в П. м. находятся ядра черепно-мозговых нервов, принимающие информацию от вкусовых и слуховых рецепторов, органов равновесия и внутренних органов, и ядра, являющиеся эфферентными (двигательными) центрами для внутренних органов, сосудов, мышц языка и гортани; некоторые ядра ретикулярной формации П. м. и блуждающего нерва участвуют в механизмах дыхания и кровообращения.
ПРОЕКЦИОННЫЕ НЕРВНЫЕ ПУТИ — проводящие нервные пути, связывающие большой мозг и мозжечок с. нижележащими отделами центральной нервной системы.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ — часть головного мозга, расположенная между полушариями большого мозга: в его состав входит зрительный бугор со смежными образованиями.
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ — подготовительный; пропедевтический курс — подготовительный.
ПРОСОДИЧЕСКИЙ — относящийся к явлениям высоты, силы, тембра, длительности, ритма, ударения, интонации и т. п.
ПРОФИЛАКТИКА — совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
ПСИХАСТЕНИЯ — болезненное состояние психики, проявляющееся нерешительностью, боязливостью, впечатлительностью, мнительностью, склонностью к навязчивым состояниям (навязчивые страхи, мысли и т. п.).
ПСИХИКА — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление, внимание и др.).
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ – изучение с использованием специальных методов и методик индивидуальных особенностей личности ребенка, развития его познавательной и эмоционально-волевой сфер, потенциальных возможностей и состояния здоровья в целях определения специальных условий для получения образования.
ПСИХОМОТОРИКА—индивидуальные , конституциональные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека.
ПСИХОНЕВРОЛОГИЯ — раздел медицины, включающий психиатрию и неврологию и изучающий пограничные их разделы — неврозы,  психопатии и т. п.. а также психогигиену и психопрофилактику
ПСИХОТЕРАПИЯ — использование психических воздействий гипноза внушений л других лечебных методов.

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [Й] [К] [Л] [М] [Н] [О] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Э] [Я]