Словарь дефектолога — К


КАППАЦИЗМ — недостаток произношения звука [к].
КАРТАВОСТЬ — нарушение произношения звуков Р и Л.
КАТАМНЕЗ — совокупность сведений о состоянии больного и течении его болезни после окончания лечения до настоящего времени — момента собирания катамнеза.
КИНЕМА — 1) артикуляционный различительный признак, произносительная работа одного органа речи в производстве фонемы (напр., звук м состоит из губной, гортанной, носовой кинем), 2) структурная единица кинетического (двигательного, жестикуляторного) языка как системы.
КИНЕСТЕЗИИ РЕЧЕВЫЕ — ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.
КИНЕСТЕЗИЯ — ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, основанное на сигналах, поступающих от проприорецепторов.
КЛОНИЧЕСКАЯ СУДОРОГА — судорога в виде следующих друг за другом коротких сокращений мышц, чередующихся с их расслаблением.
КОАРТИКУЛЯЦИЯ — произношение звуков, при которых происходит сочетание движений языка и губ, их совместное действие.
КОММИССУРАЛЬНЫЕ НЕРВНЫЕ ПУТИ — проводящие пути центральной нервной системы, соединяющие симметричные части полушарий большого мозга или других отделов центральной нервной системы.
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ — функция общения, заключающаяся в передаче некоторого «интеллектуального», «логического» содержания.
КОМПЕНСАТОРНЫЙ ПРОЦЕСС [лат. compenso уравновешивать, возмещать] — совокупность реакций организма на повреждение, выражающихся в возмещении нарушенной функции организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей.
КОМПЕНСАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — выраженная эмоциональная реакция младенца на появление взрослого. Впервые под этим названием описан в конце 1920-х гг. Н.Л. Фигуриных и М.П. Денисовой. Проявляется в том. что при появлении взрослого ребенок тянется к нему, вскидывает ручки и перебирает ножками, улыбается, вокализирует. При нормальном развитии К.о. проявляется на втором месяце жизни. Отсутствие или парадоксальное проявление К.о. может служить ранним симптомом различных отклонений.
КОНВЕРГЕНЦИЯ — 1) сведение зрительных осей глаз на фиксируемом предмете; 2) звуковое схождение: изменение, приводящее к увеличению сходства или даже совпадению разных звуков языка.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ — целесообразные согласованные движения различных мышц, осуществляемые в результате обратной афферентации и регулирующей деятельности коры больших полушарий головного мозга.
КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА — поверхностный слой больших полушарий головного мозга, образованный серым веществом; представляет собой мозговой конец всех анализаторов; играет важную роль в осуществлении высшей нервной деятельности.
КОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ — дизартрия, обусловленная поражением очагов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.
КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И (ИЛИ) ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ – система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА — см. Дефектология.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с дефектами в развитии.
КОРРЕКЦИЯ — исправление к-л. недостатков; напр., К. зрения, К. движений, К. речи.
КОРРЕКЦИЯ [лат. correctio исправление] — мед. к. зрения — исправление недостатков зрения при помощи очков.
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ- исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки и их сочетание в словах, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.
КОСНОЯЗЫЧИЕ — см. Дислалия.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА, IQ (аббревиатура от англ Intelligence Quotient) — количественный показатель уровня умственного развития.
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ (от греч. crisis — поворотный пункт) — условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому.

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [Й] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Э] [Я]