Словарь дефектолога — Д


ДЫХАНИЕ РЕЧЕВОЕ — видоизмененное дыхание при звукопроизносительной речи.
ДИАФРАГМА — мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхании; поднимаясь и опускаясь, она тем самым изменяет форму грудной клетки, что важно для образования резонанса в речи.
ДАУНА БОЛЕЗНЬ — хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом; проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной) и своеобразным внешним видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой уплощенной переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами, короткими пальцами.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ — нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений (см. Гиперкинез).
ДВУЯЗЫЧИЕ — одинаково совершенное владение двумя языками.
ДЕБИЛЬНОСТЬ — легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией.
ДЕМЕНЦИЯ — приобретенное слабоумие; стойкое оскудение и уплощение психической деятельности, характеризующееся ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения.
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ — дети, которые вследствие заболевания иди увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности.
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ — дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ — см. Аномальные дети.
ДЕТСКИЙ САД СПЕЦИАЛЬНЫЙ — дошкольное учреждение для аномальных детей.
ДЕФЕКТ — недостаток к.-л. органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции.
ДЕФЕКТОЛОГ — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.
ДЕФЕКТЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ — см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия.
ДЕФЕКТЫ РЕЧИ — см. Речи нарушения.
ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ — патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, при которых недостаток сен сорных стилистов вызывает явления депривации и нарушения эмопиональной сферы. Термин предложен в 1976 г. В.В. Ковалевым.
ДИАГНОЗ — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т.п.
ДИАГНОСТИКА — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.
ДИЗАРТРИЯ — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
ДИЗОНТОГЕНИИ (от греч. dis— приставка, означающая расстройство, и ontogenesis — индивидуальное развитие) — термин, впервые употребленный в 1927 г., для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В дальнейшем этим понятием сталь обозначать различные отклонения от нормального физического и психического развития в детском возрасте.
ДИПЛЕГИЯ — двусторонний паралич одноименных частей тела (напр., обеих ног).
ДИСГРАФИЯ — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
ДИСЛАЛИЯ — нарушение звукопроизношения.
ДИСЛЕКСИЯ — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
ДИСФОНИЯ — расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.
ДЦП — см. Паралич детский церебральный.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ — нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений (см. Гиперкинез).
ДЕЙСТВИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ — сложные двигательные акты и другие последовательные действия, протекающие без контроля сознания.
ДЕКОМПЕНСАЦИЯ — недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма.
ДЕЛАБИАЛИЗАЦИЯ — потеря огубления. изменение в артикуляции звука в сторону исключения участия губ.
ДЕНЕРВАЦИЯ — разобщение связей какого-либо органа или ткани организма с нервной системой в результате механического (напр., хирургического) нарушения цело ста проводников, химического или физического воздействия, нарушающего проведение возбуждения в нервных волокнах и синапсах.
ДЕПРЕССИЯ — состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимися с двигательными расстройствами и разнообразными соматическими нарушениями (потеря аппетита, похудение, изменение ритма сердечной деятельности и т. п.).
ДЕРМОГРАФИЗМ— изменение окраски кожи при ее механическом штриховом раздражении; изучение Д. имеет диагностическое значение, напр., при заболеваниях вегетативной нервной системы.
ДЕФЕКТ ЗВОНКОСТИ — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение.
ДЕФЕКТ МЯГКОСТИ — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твердыми или их смешение.
ДЕФЕКТОЛОГИЯ [лаг. defectus недостаток + греч. logos учение] — наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВАЯ — 1) речь как процесс (в отличие от речи как произведения), выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии и др.; 2) язык как социальный продукт речевой способности, как сложение: а) совокупности необходимых условий, усвоенных общественным коллективом, для осуществления этой способности и б) индивидуального говорения, включающего также слушателя как соучастника речевого акта; 3) речь индивида.
ДИАГНОСТИКА [греч. diagnostics способный распознавать] — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.
ДИАФРАГМА — мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхании; поднимаясь и опускаясь, Д. тем самым изменяет форму грудной клетки, что важно для образования резонанса при речи.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — основополагающие требования к практической организации учебного процесса; к Д. п. относят: научность обучения, связь теории с практикой в обучении, наглядность обучения, сознательность и активность в обучении, прочность усвоения знаний учащимися, систематичность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к учащимся, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
ДИЗАДАПТАЦИЯ — расстройство приспособления живого организма к действию факторов окружающей и внутренней среды.
ДИЗАРТРИЯ — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
ДИЗАРТРИЯ БУЛЬВАРНАЯ — дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом МЫШЦ, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного. блуждающего и подъязычного нервов или их ядер.
ДИЗАРТРИЯ КОРКОВАЯ — дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.
ДИЗАРТРИЯ МОЗЖЕЧКОВАЯ — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата вследствие поражения мозжечка.
ДИЗАРТРИЯ ПОДКОРКОВАЯ — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.
ДИЗАРТРИЯ ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ — см. Дизартрия подкорковая.
ДИЗАРТРИЯ ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ — дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей
ДИКЦИЯ — 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; 2) манера произношения слов, слогов и звуков.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП— относительно устойчивая система условных рефлексов, которая вырабатывается в результате многократного воздействия условных сигналов, следующих в определенном порядке.
ДИСГРАФИЯ — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме
ДИСКАЛЬКУЛИЯ  — частичное нарушение способности производить арифметические действия.
ДИСЛАЛИЯ [дис- + греч. lalia речь] — нарушение звукопроизношения.
ДИСЛЕКСИЯ — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
ДИСПАНСЕР ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания психоневрологической помощи населению; деятельность Д. п. включает: лечебно-диагностическую (амбулаторную и стационарную) работу, организацию и проведение психиатрической экспертизы, проведение профилактических, психогигиенических и санитарно-просветительных мероприятий, работу по трудоустройству и учет заболеваемости, научное обобщение и изучение данных статистики о нервно-психических заболеваниях в данном районе, городе, области.
ДИСФОНИЯ [дис- + греч. phone голос] — расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ — этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования
ДОМ РЕБЕНКА — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для воспитания с момента рождения до 3 лет детей-сирот, детей одиноких матерей, детей из студенческих семей, а также детей, родители которых тяжело больны или лишены родительских прав.
ДЫХАНИЕ РЕЧЕВОЕ — дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

[А] [Б] [В] [Г] [Ж] [З] [И] [Й] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Э] [Я] strongstronga href=»http://logopedia.by/?p=761″