Словарь дефектолога — В


«ВИДИМАЯ РЕЧЬ» — прибор, преобразующий речь в оптические сигналы, проявляющиеся на особом экране; используется для акустического анализа речи, для зрительного восприятия устной речи глухими взамен чтения с губ и в качестве пособия для обучения глухих произношению.
ВДОХ — поступление воздуха в легкие в результате увеличения объема грудной полости, вызванного сокращение диафрагмы и наружных межреберных мышц.
ВЕЛЯРИЗАЦИЯ – дополнительная артикуляция (подъем) задней части спинки языка по направлению к мягкому небу, что вызывает т.наз. твердость звуков, резко понижая тон и шум.
ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК – задненебный звук (напр, г, к, х)
ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК — задненебный звук (н-р, [г], [к], [х]).
ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК [р] — вид ротацизма: образуется при колебании различных участков мягкого неба.
ВЕРБАЛИЗМ В ОБУЧЕНИИ – недостаток обучения, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний; при этом не обеспечивается в необходимой мере соблюдение принципов наглядности, сознательности и активности.
ВЕРБАЛЬНЫЙ — 1) словесный, относящийся к речи, выраженный речевыми средствами; 2) глагольный.
ВЕРНИКЕ ЦЕНТР – область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии.
ВЗРЫВНОЙ ЗВУК – смычный согласный, при произнесении которого смычка разрывается.
ВИЗУАЛЬНЫЙ — воспринимаемый или производимый посредством зрения.
ВИЗУАЛЬНЫЙ – воспринимаемый или производимый посредством зрения.
ВНИМАНИЕ — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ — патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности: выделяют следующие виды нарушений: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители; нарушения внимания наблюдаются как при состоянии утомления, так и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей.
ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ — количество элементов, одновременно отчетливо воспринятых за один акт восприятия; при восприятии множества простых объектов (букв, фигурок и т. п.) в течение секунды В. о. у взрослого человека равен в среднем 5—9 элементам.
ВНИМАНИЯ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ — перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной; В. п. может быть непроизвольной и произвольной.
ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
ВНИМАНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — концентрированность внимания на одних объектах при одновременном его отвлечении от других.
ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
ВОКАЛЬНЫЙ — исполняемый голосом; относящийся к пению.
ВОЛЧЬЯ ПАСТЬ — см. Расщелина неба.
ВОЛЯ — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.
ВООБРАЖЕНИЕ — психический процесс формирования новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
ВОСПИТАНИЕ — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.
ВОСПРИЯТИЕ — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого-либо заболевания.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого-либо заболевания.
ВСПОМОТАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — специальное образовательное учреждение для умственно отсталых детей. Первые подобные учреждения появились в конце XIX в. во Франции и Германии, в России первая В.ш. была открыта в 1910 г.
ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов в системе возникающих на этой основе временных нервных связей; В. с. с. является высшим регулятором нервной деятельности и поведения человека.
ВЫДОХ — удаление воздуха из легких в процессе дыхания.

[А] [Б] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [Й] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Э] [Я]