Словарь дефектолога — А


АБСАНС — кратковременное бессознательное состояние, возникающее при некоторых формах эпилепсии: блокировка сознания.
АБСТИНЕНЦИЯ — синдром психических и физических расстройств, наступающих при внезапном прекращении поступления в организм алкоголя, наркотических и токсических веществ, по отношению к которым имеется токсикоманическая зависимость. Может наблюдаться и при приеме препаратов, являющихся антагонистами к перечисленным, а также при лечении антидепрессантами.
ААВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА – этап при коррекции неправильного произношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
АВТОМАТИЗАЦИЯ – превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ — выполнение отдельных действий отделов артикуляционного аппарата, входящих в состав более сложной деятельности, непроизвольной, сознательной их регуляции.
АГНОЗИЯ — нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. (различают: акустическую(слуховая), апперцептивная(форма оптической), вкусовую, зрительную(оптическая), обонятельную, осязательную(тактильная), пальцевую, пространственную, симультанную(зрительное отсутствие восприятие целого).
АГРАММАТИЗМ — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.
АГРАФИЯ — нарушение письма. Как правило. А. обусловлена поражением речевого отдела коры больших полушарий головного мозга и является симптомом речевых расстройств, связанных с нарушениями звукового анализа слов и овладения звуковым составом слова. У детей А. может выступать одним из проявлений алалии или афазии А необходимо отличать от ошибок при письме, характерных для детей с нарушениями слуха. Компенсация А. осуществляется с опорой на, зрительные и кинестезические ощущения звукопроизношения.
АГРАФИЯ – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; А. заключается в неосознании букв или графем, неумении соединять их в слова; А. обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.
АДЕНТИЯ – отсутствие всех или многих зубов.
АКАЛЬКУЛИЯ – невозможность производить чет, выполнять счетные операции при сохранении речи; А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга.
АКАТАГРАФИЯ – патология письменной речи центрального происхождения, при которой нарушается правильное чередование слогов в слове или слов в предложении.
АКИНЕЗИЯ — полная утрата двигательной активности: крайне выраженная форма гипокинезии.
АКУСТИКА — наука, изучающая свойства, получение, распространение и прием звуковых волн в газообразных, жидких и твердых телах, а также воздействие этих волн на физические тела, живые ткани и организм в целом.
АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А.м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина- поражение коркового конца речедвигательного анализатора.
АЛАЛИЯ — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
АЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А.с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора и его проводящих путей.
АЛЕКСИЯ — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
АЛЬБИНИЗМ — врожденное отсутствие пигментации кожи, волос, радужной оболочки глаз. Возникает в результате генетически обусловленного нарушения синтеза пигмента меланина. У страдающих А. (альбиносов) волосы бесцветные, как бы седые, радужная оболочка глаза красновато-серая, кожа молочно-белая, не поддающаяся загару. А. встречается также среди растений и животных, но пораженные им особи в естественных условиях, как правило, нежизнеспособны. Ребенок-альбинос в большинстве случаев развивается нормально (хотя нарушения слуха и интеллекта среди альбиносов случаются несколько чаще). Наиболее частое нарушение у альбиносов — понижение зрения, в ряде случаев доходящее до слабовидения.
АЛЬТЕРАЦИЯ (от греч. alter — другой) — разрушение или перерождение клеток ткани под влиянием повреждающего фактора.
АМБИДЕКСТР — человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.
АМИМИЯ- отсутствие мимики; наблюдается при различных заболеваниях центральной нервной системы, при поражениях лицевых нервов, а также при некоторых психических заболеваниях.
АММАН (Amman) Иоганн Конрад (1669—1724) — голландский врач, занимавшийся вопросами обучения глухонемых. Разработал систему постановки устной речи у глухонемых. Оказал большое влияние на развитие теории и практики сурдопедагогики в Европе. Автор труда — Говорящий глухой, пли Метод, при помощи которого глухой от рождения может научиться говорить (1692).
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.
АНАМНЕЗ — совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; А. используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.
АНАРТРИЯ — тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.
АНОМАЛИЯ — отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей; А. может быть врожденной и приобретенной.
АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания; основные группы А. д. 1) дети с интеллектуальной недостаточностью, 2) дети с задержкой психического развития, 3) дети с нарушениями речи, 4) дети с нарушениями слуха(глухие, позднооглохшие, слабослышащие), 5) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7) дети с нарушениями поведения, 8) дети с нарушениями эмоционального развития, 9) дети с комплексными дефектами.
АПЛАЗИЯ — врожденное отсутствие части тела, органа или его части, участка какой-либо ткани.
АПРАКСИЯ — нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
АРТИКУЛЯЦИЯ — деятельность речевых органов (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), связанная с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова.
АСФИКСИЯ — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.
АТАКА ЗВУКА МЯГКАЯ — способ подачи звука, при котором выдох и смыкание голосовых складок происходит одновременно; звук голоса возникает мягко.
АТАКА ЗВУКА ТВЕРДАЯ — способ подачи звука, при котором сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох; звук голоса возникает резко.
АТАКСИЯ — расстройство координации движений.
АУДИОМЕТРИЯ (от лат. audio — слышу и греч metron — мера) — измерение остроты слуха путем определении порогов восприятия звуков разной частоты.
АУТИЗМ — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИПРОВКА — вид психотерапии, основанных на максимальном мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением.
АФАЗИЯ — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
АФОНИЯ — отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; причина — несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.
АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. В состоянии А. человек часто совершает импульсивные поступки, идущие вразрез с обычным для него поведением. А. сопровождается значительными изменениями в иннервации внутренних органов (что проявляется в изменении дыхания, сердечной деятельности и пр.), резкими выразительными движениями (специфическая мимика, жестикуляция и т.п.). Для А. характерны сужение сознания на породившие его обстоятельства и навязанные им действия. Крайняя степень — аффект патологический.

[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [Й] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Э] [Я]