Приёмы постановки звуков [р]- [р ']


Подготовительный этап. При отсутствии или искажении звука начинают с гимнастики языка и губ; у ребенка воспитывается умение удерживать широкий передний край языка за верхними зубами; вырабатывается воздушная струя, направленная на широкий, поднятый кверху кончик языка. При параротацизме — различение на слух [р] и его заменителя; усвоение разницы в их артикуляции; овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых приемов, подражания образцу.
Постановка. По подражанию: [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе дддд .., или чередующегося произношения [т] и [д] в сочетании ТД, ТДД в быстром темпе. При многократном произношении серий звуков [т] и [д] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, в этот момент возникает вибрация.
Механический прием: постановка [р] в два этапа:

  1. выработка проторного [р] без вибрации кончика языка: ребенка просят, удерживая широкий язык за верхними зубами, говорить 3-3-3 … (Ж-Ж-Ж…), как бы дуя на кончик языка (губы ребенка все время в положении улыбки). Это постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, без вибрации кончика языка.
  2. выработка раскатистого [р] (с вибрацией кончика языка): ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произнести [з] ([ж]) или многократное [д]. В это время шпателем, зондом с шариком или прямым правым указательным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка, производят частые колебательные движения из стороны в сторону, слышится рокочущий звук.

Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию механически, а продолжает без нее. Если самостоятельная вибрация долго не возникает, начинают автоматизацию в слогах и словах с механической помощью.