Приёмы постановки звуков [л]- [л']


Подготовительный этап. При отсутствии или искажении звука вырабатывают подъем кончика языка вверх; подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая [о], [у], [ы]; умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
При параламбдацизме учат различать на слух [л] и его заменители, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения языком, необходимые для правильного произношения [л].
При замене на [j] — учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать (для этого просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы]).
При замене на [у] — ребенок должен усвоить, что губы не должны двигаться, не вытягиваются вперед, язык все время виден — он опускается сверху вниз (зрительный контроль). Хорошо использовать упражнение «улыбка» — «трубочка» (для контроля за положением и движением губ).
При замене на [в] — необходимо затормозить движение нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам (повторить несколько раз). Можно применять механическую помощь: поднимают и опускают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.
При замене на [г]- ребенку показывают, в чем ошибки его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции.
Постановка звука. По подражанию. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести ЫА (при этом Ы произносится кратко). Когда ребенок усвоит нужное произнесение звукосочетания, логопед вновь просит его произнести, но уже при зажатом между зубами языке =>ЛА.
После автоматизации [л] легко ставится [л'] по подражанию: показывая артикуляцию перед зеркалом, логопед произносит ЛИ, ЛИ и обращает внимание, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.
При ламбдацизме работа заканчивается этапом автоматизации, при параламбдацизме — дифференциацией [л] и его заменителя.