Конспект коррекционного занятия с учащимися 2 класса с акустической дисграфией


Автор публикации Товстыка Наталья Дмитриевна
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
ГУО «Средняя школа №18 г.Пинска»
г. Пинск, Республика Беларусь

ПРИЛОЖЕНИЕ: презентация к конспекту в формате *.ppt

Тема: Дифференциация гласных У–Ю.
Цель: дифференциация гласных У–Ю на письме
Задачи:
- закреплять умение правильно обозначать на письме твердые и мягкие согласные гласными буквами у–ю,
- формировать умение делать звуковой анализ слова,
- закреплять практические навыки слогового анализа слов,
- развивать фонематический слух, речеслуховую и зрительную память, внимание, мышление, развивать общую моторику,
- воспитывать коммуникативные навыки: доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность, навыки самоконтроля, самооценки.
Оборудование: компьютер, презентация к конспекту занятия, сигнальные карточки синего и зеленого цвета, индивидуальные карточки для самостоятельной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организация начала занятия

- Добрый день.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались
Работаю нашей довольны остались
Пусть это занятие порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.

2. Основная часть занятия

А) звуковой анализ слов (слайд 2)

У–Ю

- Посмотрите на картинки на экране, назовите эти предметы (ЛУК – ЛЮК) (уточнить значение слов люк – крышка, закрывающая отверстие для проникновения вниз или внутрь чего-либо)
- Какой первый звук слышите в слове ЛУК? (твердый Л) Каким цветом его обозначим? (синим) — появляется фишка синего цвета под буквой Л
- Почему он твердый? (после него пишется У)
- В слове ЛЮК назовите первый звук. (мягкий ЛЬ) Каким цветом его обозначим? (зеленым) — появляется фишка зеленого цвета под буквой Л
- Почему его вы произносите мягко? (после него пишется буква Ю)

Б) сообщение темы занятия
- Сегодня на занятии мы продолжим тренироваться в написании слов с этими гласными буквами.

В) развитие фонематического слуха (слайд 3)

У–Ю

- На партах у вас лежат сигнальные карточки. Я буду называть слоги и слова. Если в них надо написать У – вы поднимаете синий цвет, если Ю – зеленый:
ПУ, РУ, МЮ, ЛЮ, ДЮ, НУ, ТЮ, ГУ, ДУ, ВЮ, СУ, ЗЮ
ЛУК, ЛЮК, СУК, ЛЮБА, РУКА, ТРУС, МИНУС, СЛЮНА, КРЮК, КЛЮКВА

Г) дифференциация У–Ю на уровне слова (слайд 4, 5, 6)
- Назовите картинки (ключ, рюмка, сумка, крюк, луна, клубок, салют, груша, плюшка, клюв, кузнечик) (слайд 4)

У–Ю

- Выберите те, которые пишутся с буквой У (сумка, луна, клубок, груша).
- Выберите слова, в которых нужно написать Ю (изюм, ключ, клюв,тюбик, салют) (слайд 5)

У–Ю

- Запишите эти слова в два столбика: в левый слова с Ю, в правый слова с У. (слайд 6)

У–Ю

- Проверяем. Прочитайте слова с буквой Ю, с буквой У.

Д) физкультминутка
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Ж) слоговой анализ слов
- Отгадываем загадки. Отгадки записываете на доске и в тетради. Делите слова на слоги. Подчеркиваете гласные буквы.
Спит на льдине целый день (слайд 7)

У–Ю

Толстый маленький … (тюлень)
Два ремня висят на мне, (слайд 8)

У–Ю

Есть карманы на спине.
Коль в поход идешь со мной,
Я повисну за спиной. (рюкзак)
В поле выпала роса. (слайд 9)

У–Ю

Раздаются голоса
Возле леса на опушке.
Кто там квакает? (Лягушки)
Тот цветок давно в Россию (слайд 10)

У–Ю

Завезён из дальних стран.
Алый, стройный и красивый,
Называется …(тюльпан)
Живет в норке на опушке, (слайд 11)

У–Ю

Ищет по ночам лягушек.
В лесу знает каждый сук,
А зовут его ….(барсук)
Заставит плакать всех вокруг, (слайд 12)

У–Ю

Хоть он и не драчун, а … (Лук)
Он меня разбудит в срок, (слайд 13)

У–Ю

Не проспать чтоб на урок,
Маме, папе — на работу,
Он проявит к нам заботу … (Будильник)

З) гимнастика для глаз
- Вы много работали, устали и ваши глазки. Пора им отдохнуть.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник по три раза повтори.
Глазки закрываем, медленно вдыхаем.
А на выдохе опять глазки заставляй моргать.
Вверх поднимем, глянем вниз
Вправо, влево повернем
Заниматься вновь начнем.

И) самостоятельная работа
- На карточках вставить пропущенные буквы У или Ю в слова.
Слова: с-мка, кл-чи, к-кла, бр-ки, сал-т, к-стик, т-лень, арб-з, р-кзак, т-фли, кл-ква, к-сок, кл-чи, кл-бок, р-кав, л-ди, ш-ба, зл-ка.
- Обменяйтесь карточками и проверьте друг у друга. (слайд 14)

У–Ю

К) дифференциация на уровне предложений (слайд 15)

У–Ю

- Прочитайте первую строчку на экране

1. в, верблюд, пустыне, живёт
2. груши, в, созрели, саду
3. в , кукушку, я, лесу, видел
4. плюшки, бабушка, печёт
- Это набор слов или предложение? (слова)
- Что надо сделать, чтобы получилось предложение? (переставить слова местами)
- Составьте предложение: Верблюд живёт в пустыне.
- Сколько слов в предложении. Начертим его схему. С какой буквы пишется предложение? Что ставите в конце?
- Запишите это предложение на доске и в тетради.

3. Подведение итогов занятия

- Какие гласные учились различать?
- Какая из букв обозначает твердость согласного, который стоит перед ней?
- Какая из букв обозначает мягкость согласного, который стоит перед ней?

Рефлексия
- Составьте слово из тех звуков названий картинок, которые я вам назову (1 -машина, 4 – корона, 3 – халат, 2 – колос, 3 – кеды, последний – огурец, 2 – мышь) – молодцы!

У–Ю