Звуковой лэпбук «Р-р-рычалочка». Методические рекомендации к учебно-дидактическому пособию.


Автор публикации Приходько Татьяна Юрьевна
учитель-дефектолог второй категории
ГУО «Средняя школа №7 г. Пинска»
г. Пинск, Республика Беларусь

Звуковой лэпбук «Р-р-рычалочка»

Звуковой лэпбук «Р-р-р-ычалочка» — это учебно-дидактическое пособие, которое является интересным материалом для автоматизации звука [р] у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения и дома.
Лэпбук содержит игры и упражнения по автоматизации и дифференциации звука [р]. Материал можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповых упражнениях.
Пособие предназначено для учителей-дефектологов, воспитателей образовательных учреждений, а так же родителей обучающихся. Компактность, простота  и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, на кухне.

Актуальность

Игра является одним из основных видов активности, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому, важной задачей является: создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей.
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе и дальнейшей жизни.
В связи с увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – дефектологу приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей деятельности, которые, были бы интересны детям и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное для меня, незаменимое методическое пособие – лэпбук. Это книжка — раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.
Лэпбук — это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса.
Лэпбук:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме);
- полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.
Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности.

Методические рекомендации для педагогов и родителей при работе со звуковым лэпбуком «Р-р-р-ычалочка».

Чтобы повысить интерес детей к коррекционно-развивающим занятиям в ПКПП мною был разработан звуковой лэпбук.
Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:
- как наглядный материал для коррекционной работы учителя – дефектолога в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
- в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию учителя-дефектолога).
Цель: в игровой форме автоматизировать звук [р] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.
Задачи, реализуемые в процессе использования учебно — дидактического пособия лэпбук «Р-р-р-ычалочка»:
- способствовать речевому развитию детей: закрепить правильное произношение звука в слогах, словах, фразах;
- расширять, обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, творческие способно обучающихся;
- развивать сотрудничество между детьми, учителем-дефектологом и воспитателями учреждения образования.
В лэпбуке представлены игры и речевой материал по автоматизации и дифференциации звука [р]. Лэпбук — это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [р], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Коррекционно-развивающие занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво. Возникает необходимость  разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия.
Исходя из вышеизложенного, данное учебно–дидактическое пособие позволяет учителю-дефектологу совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к автоматизации поставленных звуков.

Артикуляционная гимнастика

Данный раздел представлен в виде карточек, содержащих картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для произношения звука [р].
Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения.

Развитие направленной воздушной струи

Цель: подбор упражнений для формирования у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания.
Упражнения: «Кегли», «Футбол», «Прожорливые фрукты», «Покорми зверей».

Звуковые дорожки

Ребенок машинкой или собачкой (лежат в кармашке пособия), ведет по дорожке и тянет звук.
Цель: совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве; автоматизация поставленного звука.
Упражнения: «Помоги собачке встретится с котиком», «Ракета», «Транспорт», «Тигр», «Звуковые кружочки».

Игры со звуком [р]

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука.
Упражнения: «Что везет грузовик», «Мечты улитки» (нужно отобрать только те картинки, в которых есть звук [р]. Игры на липучках.
«Помоги Тигренку найти слова со звуком [р]». Ребенку нужно найти слова со звуком [р] и обвести их маркером в кружок.

Автоматизация звука [р] в слогах
Игры со слогами

Цель: автоматизировать произношение звука [р] в слогах.
Упражнения: «Кубики» (ребенку предлагается прочитать открытые и закрытые слоги), «Придумай слово» (ребенку предлагается маркером соединить стрелочкой картинку, которая начинается на соответствующий слог), «Игра с прищепками» (проговаривать слоги и крепить прищепки к персонажу).

Автоматизация звука [р] в словах
Игра «Определи место звука в слове»

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце).
Упражнения: «Рассади картинки по вагонам», «Рыбалка», «Построй дом», «Разложи карточки по схеме», «Картинки в домике», «Прищепка», «Нарисуй Звук» (ребенок маркером проводит картинку к соответствующей схеме).

Игры со словами

Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах, развивать грамматический строй речи, фонематический слух, обогащать словарный запас.
Упражнения: «Один – много» (разложить картинки парами, где один предмет и где много), «Беличьи припасы», «Трудолюбивые пчелки» (игра с фонариком), «Капуста для зайцев», «Капельки», «Рыбалка», «Украсим ёлку» (игра с фонариком), «Четвертый лишний», «Ромашка со звуком» (игра с прищепками), «Сосчитай-ка», «Поезд», ходилка «Р-р-р» (в игре принимают участие два игрока. Игра начинается со слова старт, заканчивается словом финиш. Для игры понадобится кубик, фишки (бонстики). Первый игрок бросает кубик и отсчитывает то количество, сколько выпадет, при этом называя предмет, который изображен на картинке. Далее вступает в игру второй игрок), «Составь слово».

Автоматизация звука [р] в чистоговорках

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат чистоговорки по автоматизации звука [р]. Взрослый читает стихотворную форму, показывая по ходу картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку.
Цель: автоматизировать звук [р] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением; развивает зрительную память.

Автоматизация звука [р] в предложениях

Цель: автоматизация поставленного звука в предложениях.
Упражнения: «Покорми зайца» (проговаривать заданное предложение и кормить зайца морковкой, капустой), «Трансформеры» (соединить трансформеры, перевернуть картинку и составить предложение), «Гармошки» (составить предложение по заданной схеме), «Что закрасил маляр?» (игра с фонариком), «Что спряталось в траве?», «Подарки Деда Мороза» (игра с фонариком).
«Рассмотри картинку и составь предложение». Ребенку предлагается рассмотреть картинку и составить по ней предложение.

Автоматизация звука [р] в связной речи
Игра «Расскажи»

Цель: автоматизация звука [р] в связной речи.
«Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь»
Чтобы Рая научилась правильно произносить звук [р] бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это пирамида, гитара, краски, виноград, груша и др. Расскажи о том, как бабушка и Рая покупали эти игрушки в магазине. Следи за правильным произношением звука [р].

Цепной текст «Огород».
Учитель-дефектолог читает ребенку рассказ и выкладывает соответствующие картинки. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ с опорой на картинки (картинки на липучках).
«Рассказы с пиктограммами»

«Собери пазлы, придумай рассказ»
Цель: автоматизировать звук [р] в связной речи, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.
Ребёнок собирает пазлы, чётко называет слова со звуком [р]. Составляет предложения с этими словами. После уточнения смысла, составленные предложения объединяются в рассказ.

«Составление рассказа по картинке».

Заключение

Результатом использования учебно-дидактического пособия является осмысление ребенком-логопатом необходимости правильного произношения звука [р] в речи.
Критерии оценки успешной автоматизации звука [р]:
- самостоятельность повторения (с помощью взрослого, с небольшой помощью, без помощи взрослого);
- скорость произнесения чистоговорок (произносит медленно или быстро, с запинками или без);
- чистота произнесения (во всех ли словах правильно произносится звук [р]).
При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность произнесения ребенком звука [р] в самостоятельной речи.
Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проведённая работа с лэпбуком, внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:
1. Объединит детей, родителей и педагогов, то есть будет социально направлена.
2. У детей будет успешнее происходить процесс автоматизации звука. Они научатся находить информацию самостоятельно.
3. У детей развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
4. Все игры в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.

Используемая литература и ресурсы

1.Комарова Л.А. Автоматизация звука [р] в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство «Гном и Д». 2009.
2. Козырева Л.М. Автоматизация трудных звуков. – Ярославль, 2007
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков у детей. – М., 2006.
4. Перегудова Т.С. Османова Т.А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков [р] Санкт-Петербург. 2008
5. Спивак Е.Н. Звуки. Р – М., 2007
6. Google