Конспект НОД учителя-логопеда по теме: «Путешествие в Страну Знаний. Автоматизация звука [Ч]»


Автор публикации Думитраш Ирина Николаевна
учитель-логопед
МБДОУ «Салемальский детский сад «Золотая рыбка»
с.Салемал, Ямальский район, ЯНАО

Форма проведения: индивидуальное занятие.
Ребенок с ФФНР. Дизартрия, 6 лет
Продолжительность занятия 15 мин.
Цель: автоматизация звука [Ч].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить произношение изолированного звука [Ч] (правильный артикуляционный уклад);
- автоматизировать звук [Ч] в прямых и обратных слогах, словах и фразах;
- продолжить знакомство с буквой Ч;
- совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения), слоговой анализ слов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную, мимическую и пальчиковую моторику, правильное речевое дыхание, голосовое интонирование, координацию движений;
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом – чик, формировать согласование числительных с существительными;
- формировать навыки звукового анализа, развивать слуховое внимание, стремление детей к творческому самовыражению, умению анализировать, делать вывод, развивать связную речь (диалогическую);
- профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание познавательного интереса; формирование представления детей о школе, положительное отношение к ней;
- развивать навыки самоконтроля;
- воспитывать навыки коммуникативного общения.
Оборудование: маска машиниста, общее фото подготовительной группы, музыкальное сопровождение, компьютер, презентация, колонки, салфетки, зеркало, карточки: поляна цветов, игрушка — кузнечик, мяч, маршрут путешествия, логопедическая компьютерная игра «Игры для Тигры», игра «Светофорчик» с карточками — картинками, в которых встречается звук Ч с 1, 2, 3, 4 слога — школьные принадлежности, акустический уклад — карточка, фишки — фигурки, спортивный тоннель, буквы-контуры, рабочая тетрадь с контуром буквы Ч, простой карандаш, карточки для выкладывания схемы предложения, музыка «Паровозик из Ромашкова», звук приближающегося паровоза, карточки Звуковичков.

Предварительная работа: беседа воспитателей подготовительной группы о школьных принадлежностях «Тетрадь взаимодействия», просмотр мультфильма «Наш друг Пишичитай» (1-3 части).

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы и цели

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

1

(Слайд 1)
Орг. момент
Цель: вызвать интерес к занятию, создать положительный настрой
Время: 1 мин

- Здравствуй, я рада тебя видеть! (Звучит фонограмма приближающегося паровоза).
— Ты догадался, что к нам приближается? Правильно это паровоз. Ты ездил когда-нибудь на паровозе? Предлагаю отправиться в путешествие. Но для начала нам нужен … кто? Машинист …
Машиниста выбираем, всех и каждого считаем.
Раз, два, три, раз, два, три, машинистом будешь ты!

- Паровоз
Связь с личным опытом ребёнка

Проговариваем считалочку
Коммуникативные УУД

2

Основной (Слайд 2)
Время: 15-16 мин
Цель: Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения), слогового анализа слов
Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, правильное речевое дыхание, координацию движений

- Перед нами маршрут путешествия. Как ты думаешь, куда мы сегодня отправимся? В Страну Знаний. Расскажите, что нужно взять в школу? Для чего нужны школьные принадлежности? Выбери, что нужно взять школьнику с собой в школу? Предлагаю разложить по вагонам школьные принадлежности. Игра «Что лишнее?»
1. Игра «Слоговой поезд»
2. Пальчиковая гимнастика

Ехал, ехал паровоз

пальцы в «замок», большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повез

сцепить указательные пальцы

4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы

3. Артикуляционная гимнастика. Цель: отработать основные компоненты правильной артикуляции звука.
— Садимся в поезд. Двери открываются — ЧЧЧ-Ч и закрываются ЧЧЧ-Ч (2раза)
— Отправляемся в путь. Перед тобой маршрут путешествия, на котором мы видим два пути: 1 — длинный, на станциях, на которых мы будем останавливаться и выполнять не очень сложные, но заданий больше, чем на 2 пути — станций меньше, но задания более сложные. Выбери сам тот путь, по которому ты бы хотел попасть в Страну Знаний.

- Пока мы едем, разомнем наш язычок. (Приложение 1)

«Молоточки»
Губы улыбнулись,
К ушкам потянулись…
«Ть» тихонько напеваем,
Молоточками играем.

Губы мягко округляем,
«Ч» спокойно выдыхаем.

«Кошка выгнула спинку»
Выгляни в окошечко, там увидишь кошечку -
Кошка спинку выгнула, зашипела, прыгнула…
Рассердилась киска — не подходите близко.

«Футбол»
Во дворе народ толпится, Там идет футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч.

Регулятивные УУД
— В школу
— Школьные принадлежности
Ответ ребёнка
— Ручка нужна для того, чтобы писать и т.д.
Ребёнок раскладывает картинки по вагонам поезда: 1,2,3,4 слога

Выполнение пальчиковой гимнастики

 

Личностные УУД
Познавательные УУД
Ребенок выполняет предложенные артикуляционные упражнения перед зеркалом
Ребёнок может выбрать маршрут

Самоопределение

Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения
Регулятивные УУД

Автоматизация звука Ц изолированно

- За окном цветочные полянки (карточка на выбор)упражнение «Кузнечик стрекочет»
Как кузнечик, язычок
Резво прыгает: чок, чок!

— Проведи пальчиком по дорожке и помоги кузнечику найти все цветочки. Поставь язычок за нижние зубки, улыбнись, а потом сильно и резко на него подуй: ц-ц-ц

Ребёнок выбирает сам карточку с цветочной полянкой по желанию.

Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Ч].

4. Изолированное произнесение звука [Ч]. Цель: Уточнить артикуляцию звука [Ч] (положение язычка, губ).
— Покажи, куда ставим язычок, когда произносим звук [Ч]?
— Ч-ч-ч-ч.

Ребенок показывает артикуляцию звука [ Ч].
Ребенок произносит «ч-ч-ч-ч-ч».

Продолжать знакомить с буквой Ч

5. Закрепление знания о букве Ч. Цель: закрепить зрительный образ буквы, учить распознавать ее среди других букв.
— В какой букве живет звук [Ч]?

Регулятивные УУД

- В букве Ч

Развивать тонкую моторику

Станция «Город мастеров» — Нарисуй пальчиком в воздухе букву Ч.Выложи букву Ч из природного материала (крупы). На что она похожа?

Ребенок в воздухе «печатает» букву в воздухе

Профилактика нарушений письменной речи

Станция «Отгадай-ка» - Буквы рассыпались. Помоги найти букву»Ч.
— Выложи букву Ч. На что она похожа?
Четыре палочки возьму, букву Ч из них сложу.
На 4 Ч похожа, мы 4 знаем тоже.

Ребенок находит букву Ч
Ребенок выкладывает букву Ч из предложенных материалов по желанию

Автоматизировать звука [Ч ] в словах и фразах.
Развивать внимание, навыки самоконтроля

7. Автоматизация звука [Ч] в слогах — станция «Город приветливых людей» — игра с мячом «Звуковые цепочки»
— Повтори, что сказали жители Города приветливых людей:

ач-оч-уч

ча-чо-чу

очк-ычк

ыч-ач-ыч

чу-ча-чу

учк-ачк

_

Познавательные УУД
Ребенок произносит слоговые ряды по образцу
Коммуникативные УУД

Развивать фонематические представления (место звука в слове)
логопедическая компьютерная игра «Игры для Тигры»

8. Автоматизация звука [Ч] в словах и фразах, место звука в слове — игра «Звуковой поезд» — «Тоннель» — «Светофор»
— Кто же здесь еще живет? Тигрёнок хочет с нами поиграть (фонематика — анализ — «Поезд»).
— Произнеси слова четко, выделяя звук [Ч]. Проверь себя, правильно ли ты выбрал картинку.

- Тигра.

Ребенок находит картинки, в названии которых есть звук [Ч ] и расставляет в вагончик: начало, середина, конец.

Развить памяти, мышление

Совершенствовать навык анализа предложения

9. Станция «Загадочная» — упражнение «Составь схему предложения»
— Вспомни и назови картинки, которые ты разместил в поезде Тигры?
— Найдите среди картинок — школьные принадлежности слово, в котором встречается звук [Ч ].
— Составь предложение с эти словом.
— Выложи схему своего предложения.
— Сколько слов в твоем предложении? Назови 1,2,3 слово?

Познавательные УУД
Ребёнок перечисляет картинки.

- Точилка.
Ребёнок составляет предложение и выкладывает схему с одновременным формулированием правил

Развивать тактильное восприятие

10. «Звукобуквенная полянка» — упражнение «Узнай по контуру»
— Перед тобой рассыпались буквы. Найди букву Ч. Определи и назови с закрытыми глазами буквы.

Личностные УУД
Ребёнок определяет с закрытыми глазами буквы

Формировать согласование числительных с существительными

11. «Математическое озеро» — игра «1-10″
— Придумай слово с звуком [Ч]. Посчитай до 10 и обратно.

Придумывание слов с звуком [Ч]
Счет до 10 и обратно

Развивать тонкую и общую моторику

12. «Дом Пишичитая» — работа в тетради «Букву Ч обводим петелькой» одновременно двумя руками.

13. «Цветочный тоннель» — пробежать по спортивному тоннелю.

14. Станция «Возвратная» — если запинаешься в тоннеле, то придется вернутся на первую станцию пути. Станция  «Звукобуквенная полянка» — упражнение «Узнай по контуру».

Работа в тетради — ребёнок обводит букву петелькой двумя руками одновременно
Личностные УУД

Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
Развивать диалогическую речь

15. Станция «Страна Знаний» — беседа о школе
— Вот мы и в Стране Знаний. Как будущий школьник, как ты думаешь, для чего нужно ходить в школу и надо ли? Что могло бы быть, если бы никто не ходит в школу. А если плохо заниматься в школе, то что может быть? Кем ты хочешь стать в будущем, когда вырастишь?
Игра «Назови ласково»
- А кто из вашей группы пойдет еще в школу? Назовите ласково.

Познавательные УУД
Личностные УУД
Ответы детей

 

- Ванечка, Сонечка, Кариночка, Семочка и т.д.

(Слайд 3)
Развивать мимическую и мелкую пальцевую моторику, голосовое интонирование

16. Релаксация — «Вот такая буква…» — мимико-голосовое упражнение
Цель: предотвратить усталость.
— Нам пора возвращаться обратно. Поехали домой, садимся в паровоз. Двери открывания: ч-ч-ч, двери закрываются: ч-ч-ч! (фон-музыка «Паровозик из Ромашкова»)
— Пока мы едем обратно, предлагаю вспомнить произношения звука [Ч] и произнести его одновременно с показом мимики человечков — какое у них настроение, с такой интонацией попробуй произнести данный звук.
— Вот мы и вернулись обратно! А теперь угадай, какой сюрприз я тебе приготовила?

- ЧЧ-ч-ч, ч-ч-ч -утрированное произношение звука [Ч]).
Личностные УУД
Познавательные УУД
Ребенок мимикой изображает грусть, удивление, радость, одновременно проводит по «Бегущей дорожке» и одновременно произносить звук [Ч] с заданной мимической интонацией

3

Заключительная часть
Цель: подвести итог совместной деятельности, дать домашнее задание.
Время: 1 мин

- А теперь угадай, какой сюрприз я тебе приготовила? Это школьная принадлежность. В ее названии встречается звук [Ч].
Раз, два и тотчас, вновь наточен карандаш!
Стружек, как на лесопилке, здесь работала ….точилка.
— Правильно, точилка, я тебе дарю её на память о сегодняшнем путешествии и большой карандаш, он волшебный…..
— За каким звуком мы следили сегодня в речи?
— Какая станция тебе больше всего запомнилось и почему?

Отгадывание загадки
Коммуникативные УУД

 

Ответ ребёнка

4

Итог.
Цель: дать оценку работы ребенка, вызвать положительные эмоции.
Время: 1 мин

- Ты — молодец! Звук [Ч]) произносишь правильно, красиво. Запомнил и букву Ч. Путешествие наше завершилось.

Личностные УУД
Регулятивные УУД

Библиографический список:
1. Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №2 по обучению грамоте дошкольников. Пособие для совместной работы педагогов и родителей с детьми старшей логопедической группы.- «Дошкольник» — стр.32.

Самоанализ индивидуальной НОД по логопедии в подготовительной к школе группе

Составляющая занятия

Анализ

1.

Тема

«Путешествие в Страну Знаний. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ч]«

2.

Цели и задачи

Цель: автоматизация звука [Ч]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— закрепить произношение изолированного звука [Ч] (правильный артикуляционный уклад);
— автоматизировать звук [Ч] в прямых и обратных слогах, словах и фразах;
— продолжить знакомство с буквой Ч.
— совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения), слоговой анализ слов
Коррекционно-развивающие:
— развивать артикуляционную, мимическую и пальчиковую моторику, правильное речевое дыхание, координацию движений;
— упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом – чик, формировать согласование числительных с существительными;
— формировать навыки звукового анализа, развивать слуховое внимание, стремление детей к творческому самовыражению, умению анализировать, делать вывод, развивать связную речь (диалогическую);
— профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-воспитательные:
— воспитание познавательного интереса; формирование представления детей о школе, положительное отношение к ней.
— развивать навыки самоконтроля;
— воспитывать навыки коммуникативного общения.

3.

Характеристика группы

Систематическая НОД детей подготовительной группа индивидуальной формы (первого года обучения на логопункте ДОУ) 6–7 лет, проводятся три раза в неделю, в результате которых прослеживаются умения и навыки воспитанника ДОУ: связная речь, лексико – грамматический строй речи, элементы обучения грамоте (навыки слогового анализа), мелкая и общая моторика, звукопроизношение (1 год обучения сентябрь 2017г. — отсутствие _6_ звуков, начало 2 года обучения сентябрь 2018г. — 4 звука — автоматизация. Разработка включает в себя как автоматизацию звука в рамках индивидуальной работы, так и элементы III блок подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе по теме: «Школьные принадлежности».
Сложным было выполнение задания «Место звука в слове», ритмический рисунок. В связи с этим дополнительно проводилась индивидуальная работа по развитию тонкой моторики «Узнай букву на ощупь», развитие фонематических процессов, закреплялось умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов с учётом индивидуального плана работы. На протяжении всего мероприятия воспитанник был активен, заинтересован, мотивирован.

4.

Мотировка отбора материала, методов и приёмов

Образовательная деятельность была разнообразна и организована таким образом, что ребёнок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера. Использовались разнообразные методы (словесный, наглядный, практический, тактильный, подражательно-исполнительский, игровой, метод самостоятельной работы и под руководством педагога, метод музыкального сопровождения, методика «Дорожки» Л.А.Венгера и «Рисование простых узоров», предложенные С.Е. Гавриной, Н.Л Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой в пособии «Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать»). Новый материал был связан был связан с тем, что было рассмотрено ранее (звук Ч согласный — мягкий)
Личностные »универсально учебные действия»:
— Самоопределение – внутренняя позиция  будущего школьника, человека, члена общества,
— Смыслообразование — какое значение смысл имеет для ребенка учение;
Регулятивные УУД:
Контроль – умение контролировать свою деятельность
по результату деятельности и по процессу,
Коррекция – умение видеть указанную ошибку и  исправлять ее по указанию взрослого,
Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия (карандаш, умения и навыки), Волевая, саморегулятивная оценка.
Целеполагание – умение сохранять заданную цель (умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника), умение работать по инструкции взрослого;
Познавательные УУД
Умение применять правила и пользоваться инструкциями
Логические — анализ, синтез, подбор подходящего, использование знаково-символических средств навыки сформированности сенсорных эталонов, умение применять правила и пользоваться инструкциями
Коммуникативные УУД — Умение вести монолог, отвечать на вопросы, строить монологичное высказывание и диалоговую речь, умение слушать собеседника, умение устанавливать контакты и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

5.

Психологическая оценка

Умственная деятельность воспитанника активизировалась сюрпризными моментами (маршрут — право самостоятельного выбор пути, компьютерная игра «Игры для Тигры», спортивный тоннель, маска машиниста, подарок — сюрприз); совместное путешествие — как проблемная ситуация (самостоятельный выбор пути, выбор краски для изображения буквы на зеркале), выполнением практических заданий (совершенствование навыка анализа предложения, голосовое интонирование).

6.

Удовлетворенность (неудовлетворенность) занятием

Занятие насыщенное, познавательное, соответствует календарному планированию, каждая отдельная часть взаимосвязана – один этап плавно переходит в другой. Временные рамки соблюдены, использовались физические паузы малой подвижности. Санитарно-гигиенические требование соблюдались (проветривание, напоминание о соответствии стула согласно росту, напоминание о ровной посадке во время занятия). Учитывались индивидуальные потребности детей (автоматизация звуков, в том числе ранее поставленные). Концентрация внимания ребёнка достигнута через активные индивидуальные действия, прием из личного опыт с опорой на собственный пример. Методы соответствуют специфике обучения детей на логопункте и отвечают возрастным особенностям, современным требованиям (использование технологий: ИКТ-технология – презентация, «Игры для Тигры», музыкальное сопровождение, здоровьесберегающая (пальцевая моторика), арт-терапия (музыкотерапия, сказкотерапия, маска машиниста паровоза), технология В.Ф.Базарного («режим динамических поз»), релаксация (выбор пути путешествия, настроение при мимико-голосовое произношении автоматизируемого звука), биоэнергопластика. Ребёнок испытывал затруднения в ответе на поставленные вопросы при подведении итога, при задании — место звука в слове). Материал предложен дозировано с заданиями с опорой на несколько анализаторов; предлагалась поэтапная помощь учителя — логопеда. Цель в ходе НОД достигнута, задачи решались в соответствии со структурой логопедического индивидуального занятия.

7.

Меры по устранению недостатков

Взаимодействие с воспитателями группы через «Тетрадь взаимосвязи» по работе в вечернее время в группе с подгруппами детей и индивидуально, через индивидуальные занятия на логопункте. Подгруппые занятия в связи с большим количеством детей на логопункте, не проводятся и включены в сетку занятий ДОУ.

8.

Деятельность детей

Ребёнок смог показать усвоенные знания по обучении грамоте, по лексико-грамматическому строю речи, графомоторные навыки, усвоение фонематического восприятия, звукопроизношения; выполнил в полном объёме упражнения на развитие тонуса лицевых мышц, на развитие общей моторики; упражнялись и развивались различные психические процессы при решении индивидуальных и парных задач. Были включены задания, предполагающие самостоятельную отработку новой информации (составление буквы из частей — картинок с автоматизированным звуком и др.)