Использование светового стола с песком в практике работы учителя-логопеда


Автор публикации Островская Лилия Владимировна
преподаватель 2-й категории
Пинский колледж УО «БрГУ имени А.С. Пушкина»
г. Пинск, Республика Беларусь

На сегодняшний день перспективным средством коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда являются нетрадиционные методы. Они помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, глина-, воско-, кристаллотерапия- и др.). На наш взгляд песочная терапия является наиболее целесообразной и эффективной, т.к. ребенка с раннего детства привлекает песок и игры с ним, для него это – доступная и естественная форма деятельности.
Говоря от истории создания метода песочной терапии необходимо отметить, что началом использования подноса с песком в психологической и педагогической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная Карлом Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии. В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. Она назвала свою методику – техника «построения мира». В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Вначале она использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.
Игры c песком, со светом, игрушками и предметами — прямое назначение светового стола или планшета. Это приспособление представляет собой ящик, может быть выполнен из таких материалов как дерево, фанера, пластик, ДСП. Главное отличие песочного стола и планшета — наличие или отсутствие ножек. Приспособление имеет бортики, которые не позволят материалу высыпаться. Добавляет удобства в использовании «начинка» стола: отсек для хранения остатков сыпучего материала; небьющееся матовое стекло (полимерный материал); подсветка, состоящая из светодиодной ленты; кварцевый песок. Педагоги и психологи рекомендуют применять экраны с подсветкой, которые имеют прямоугольную форму, т.к. прямоугольник не сдерживает формат рисунка.
Все игры, с использованием песочной анимации, делятся на три направления: обучающие, познавательные и проективные игры. Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Познавательные игры помогают познавать многогранность нашего мира. Проективные игры направлены на осуществление психологической диагностики, коррекции и развитие ребенка.
Применять световой стол с песком можно по всем направлениям коррекционной работы. Например, цель игры «Путешествие» — развитие диафрагмального дыхания. На световом столе с песком божья коровка и лист — плоскостные изображения. Предлагаем ребёнку подуть на божью коровку так, чтобы она полетела и села на лист. В игре «Лошадка» развивается артикуляционная моторика. Ребёнку необходимо щелкать языком и одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам языка, «скакать по песку». Цель игры «Сильный мотор» — автоматизация звука [р]. Ребёнок произносит звук [р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этой игры – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук [р]. В игре «Спрячь руки» развивается фонематический слух. Ребёнку необходимо спрятать руки в песок, услышав заданный звук. В игре «Полоски» формируется слоговая структура слова. Ребёнок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству подбирает слово. На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.  Развитие грамматических категорий происходит в игре «Подбери слово». Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик — легкий, блюдце — пластмассовое). В игре «Дорисуй картинку и составь предложение» развивается связная речь детей. Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение (Таня держит в руках воздушный шар). Фраза проговаривается в момент действия. Закрепление зрительного образа буквы осуществляется в игре «Вылечи букву». Логопед пишет на песке любую букву, а затем стирает какую-либо её часть, но так, чтобы буква осталась узнаваемой. Просит ребёнка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.
Световой стол с песком можно использовать, как на индивидуальных занятиях с детьми, так и на подгрупповых, фронтальных.
Основные преимущества использования светового стола с песком: усиление желания ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно; развивается тактильная чувствительность, как основа «ручного интеллекта»; развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.
Таким образом, мощный ресурс для коррекционной работы с детьми с нарушением речи — использование светового стола с песком. Использование песочной терапии дает положительные результаты. У дошкольников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Воспитанники чувствуют себя более успешными. На занятиях нет места монотонности и скуке.