Формирование диалогической речи у детей с ТНР, как фактор развития сюжетно-ролевой игры


Автор публикации Дмитрук Ирина Станиславовна
учитель-логопед 1-й категории
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка п. Дитва»
п. Дитва, Лидский р-н, Гродненская обл., Республика Беларусь

Введение. Часто, наблюдая за игровой деятельностью детей с тяжёлыми нарушениями речи, можно отметить, что они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками. У детей  нет навыков рассуждения и аргументации. У них наблюдается лишь интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, так как каждый ребёнок говорит о своём, не слышит партнёра,  и не отвечает на его высказывания. Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ТНР фактически лишены возможности словесной коммуникации. В ситуации неорганизованной игровой деятельности они пользуются в основном двумя формами общения. Для большинства детей старшего дошкольного возраста с ТНР характерна внеситуативно — познавательная форма общения, остальные дети прибегают к ещё более элементарной – ситуативно-деловой форме. Ни у одного из них не наблюдалась внеситуативно — личностная форма общения, которая является характерной для нормально развивающихся детей того же возраста. Дети с тяжёлыми нарушениями речи стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребёнком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Исходя из выше сказанного, можно судить о том, что общение со сверстниками у детей с ТНР носит эпизодический характер, дети предпочитают играть в одиночку. Сюжетно-ролевую игру можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность.

Основная часть. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей, посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем ему легче высказать свои мысли и переживания, и тем шире возможности ребёнка в познании действительности. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Именно формирование функций речи побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить тот факт, что в диалоге собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания. [1, с.51] Как правило, ситуации общения в реальной жизни строятся по следующим шаблонам. Когда мы приходим в аптеку, магазин, кафе и т.д., мы здороваемся и слышим в ответ приветствие. В младшем возрасте стоит начинать обучение построению диалога с первого шаблона:
«ПРИВЕТСТВИЕ» - «ПРИВЕТСТВИЕ»
Для детей старшего возраста в  эту схему вводятся  усложнения, можно поприветствовать собеседника и задать интересующий вопрос ему и услышать в ответ приветствие. ответ на заданный вопрос. В данном случае схема будет выглядеть так:
«ПРИВЕТСТВИЕ, ВОПРОС» - «ПРИВЕТСТВИЕ, ОТВЕТ»
или «ПРИВЕТСТВИЕ, ПРОСЬБА» - «ПРИВЕТСТВИЕ, ОТВЕТ»
В учреждении дошкольного образования чаще всего происходят ситуации общения во время сюжетно-ролевых игр, типа: семья, магазин, кафе, больница, автозаправка, аптека, школа и т.д. То есть, это те виды игр, которые направлены на коммуникацию. В своей работе по обучению детей диалогической речи я использую сюжетные картинки с изображением двух (трёх) говорящих людей. Можно спросить:
- «Кто это?» (например, покупатель)
- «А это кто?» — (например, продавец)
- «Что говорит покупатель?»
- «А что отвечает ему продавец?»
В младшем возрасте можно использовать дидактические куклы, театр би ба бо.
Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Именно поэтому беседы и разговоры педагога с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия. В совместном с взрослым рассказывании используется следующий приём: взрослый начинает предложение, а ребёнок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот приём я широко использую и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр.
К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:
- любую игру (дидактическую, сюжетно-ролевую, подвижную, игру-драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;
- передачу литературных текстов по ролям.
Народная педагогика создала множество потешек, песенок, игр, построенных именно в форме диалогов.
Подвижные игры с текстом зачастую содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнёров. К такие играм можно отнести такие, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали — покажем», «Садовник» и др. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками:
- Ориентировка на партнёра, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать по голосу, кто позвал); «Что изменилось?» (внимательно рассмотреть и запомнить внешность партнёра и угадать, какие изменения в своём облике он произвёл). Целью создания ориентировки на партнёра служат разнообразные хороводные игры, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держатся за руки (присутствуют тактильный и слуховой контакты).
- Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнёра и готовность вовремя быстро ответить ему. Здесь можно вспомнить такую игру как «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме…» партнёр должен откликнуться до окончания счёта «раз, два, три».
- Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы приветствия и прощания.
Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при организации  игр внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. В дидактике известно несколько таких основных типов настольных дидактических игр. Это - лото, домино, лабиринты, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих партнёров.[2, с.214] Велика роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры. Потом дети, чаще всего, начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: слива – это фрукт? Брокколи – это овощ? Магнитофон – это мебель?
Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками, имеют также словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2-3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков), а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнёра, задавать ему разные вопросы, давать поручения либо указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнёра, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очерёдность, отвечать на высказывания собеседника. В процессе организации словесных дидактических игр парами обучающими моментами являются осознание игровых правил как правил общения, а также обогащение опыта взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами. Для этого хорошо подходят, например, задания с разрезными картинками, на составление рассказа по серии картин или по условным схемам, игры с коллективным рисованием по типу «Запомни и нарисуй», а также игра в кругу с мячом «Закончи предложение». Очень хорошо использовать на занятии игру типа «Отгадай предмет, который я загадала»: один ребёнок загадывает предмет (кладёт фишку под одну из выставленных картинок), а остальные дети пытаются отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» либо «нет». Например, на стенде картинки с изображением часов (часы механические и электронные; настенные, настольные, наручные; песочные, будильник и т.п.). Дети отгадывают предмет, задавая вопросы типа: это часы электронные? У этих часов есть гири? Они стоят на полу? По этому же типу можно строить игры, в которых материалом являются разнообразные игрушки, предметы одежды, мебели, посуды, сюжетные картинки.
Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений у детей. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Соотнесение слова и выразительного движения организует структуру детских высказываний, делает речь ребёнка более динамичной.[3, с.40] При этом тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни учреждения дошкольного образования и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, герои сказок и мультфильмов, овощи и фрукты, предметы мебели и интерьера т.д. Игры-драматизации так же являются эффективным методом развития у детей навыков коммуникативного поведения и общения.
Известно, что многим детям с тяжёлыми нарушениями речи достаточно трудно рассказывать самостоятельно рассказ, сказку и любой логически построенный текст. Поэтому проблема обучения детей связному рассказыванию требует достаточно серьёзного отношения. Дело в том, что повествование – это чаще всего монолог, а монолог воспринимается только в том случае, если ребёнок уже овладел и диалогом.

Заключение. Человек формируется в деятельности, и чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Известно, что основные виды деятельности детей - это общение и игра. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта. Несформированность диалогической речи отрицательно влияет на способность детей к обучению, а также полноценной социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению. Эффективным методом развития диалогической речи является сюжетно-ролевая игра.
Таким образом, диалогическая речь является ведущей в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений детей. Чем выше уровень игрового творчества детей в игре, тем богаче и разнообразнее их диалог. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию и самой игры.

Список цитируемых источников:

  1. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. — 2001. — №5. — С.51-61.
  2. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. — М.: Просвещение, 2003. — 246 с.
  3. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: Спецкурс / Автор-составитель О.С. Ушакова. — М.: Профессиональное образование, 1994. — 63 с.