Описание опыта педагогической деятельности «Использование активных форм работы с родителями детей дошкольного возраста как средство формирования их педагогической компетентности»


Автор публикации Дмитрук Ирина Станиславовна
учитель-логопед 1-й категории
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка п. Дитва»
п. Дитва, Лидский р-н, Гродненская обл., Республика Беларусь

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Актуальность опыта.
В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.
Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-дефектолога и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями.
Сотрудничество семьи и учителя-дефектолога становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-дефектолог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом, актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя–дефектолога для решения проблем речевого развития ребенка.

Цель опыта.
Изучение путей разрешения данной проблемы позволило определить цель: повышение эффективности коррекционной работы с дошкольниками за счёт формирования у родителей педагогической компетентности.
Реализация поставленной цели осуществлялась посредством решения следующих задач:
- изучить современные методы, подходы коррекционной работы по формирования у родителей дошкольников педагогической компетентности.
- подобрать наиболее оптимальные формы  взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.
- рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.
- проанализировать и оценить эффективность выбранных форм работы с родителями.
Длительность работы над опытом.
Продолжительность работы над темой моего опыта составила 4 года. Взаимодействие учителя — дефектолога и родителей проходила в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи: выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития; установить контакт с ее членами; согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
2 этап – основной (практический). Задачи: разработать и апробировать систему методических материалов для родителей по вопросам речевого развития дошкольников; пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей;
3 этап – заключительный. Задачи: Проанализировать эффективность работы учителя-дефектолога с родителями по вопросам речевого развития детей. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми с особенностями психофизического развития.

Ведущая идея опыта.
Можно предположить, что используя разработанные активные формы для работы с родителями, мы достигнем более высокий уровень их педагогической компетентности, и тем самым повысим эффективность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи.
Описание сути опыта.
Опыт показывает, что организовывая планомерную работу с родителями, следует не только изучить ряд особенностей родителей воспитанников, уровень их педагогической наблюдательности, а также особенности внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.
Исходя из всего выше сказанного, мною было принято решение подобрать такие активные формы работы с родителями, которые будут наиболее интересны, доступны и повысят их уровень педагогической компетентности, а также эффективность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи.
Работа по взаимодействию учителя — дефектолога и родителей проходила в 3 этапа:
На первом этапе мною было проведено анкетирование родителей детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), зачисленных в специальную группу с тяжёлыми нарушениями речи, с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, результаты которого представлены в виде диаграмм (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Анкетирование родителей позволило проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, их педагогическую осведомленность. Анкетирование родителей показало, что 50% — родителей не могут дать объективную оценку речевому развитию ребенка, как правило, с ребенком занимаются редко, речевой дефект не замечают, преобладает попустительский стиль воспитания, не желают посещать подгрупповые консультации, практикоориентированные семинары.
30% — выражают свое эмоциональное отношение к фактам, переживают из-за дефекта, занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку возможности проявить свои интересы, возможности, не понимают необходимость посещения консультаций учителя — дефектолога.
15% — родителей дают адекватную оценку состояния ребенка, могут раскрыть суть проблемы, принимают дефект ребенка, но им не хватает элементарной педагогической грамотности в вопросах оказания помощи ребёнку.
5% — достаточно хорошо педагогически осведомлены и компетентны, считают необходимыми совместные занятия с учителем — дефектологом.
Таким образом, из результатов анализа видно, что большинство родителей показывает сравнительно невысокий уровень педагогической компетентности, считают, что дефект не столь серьезен и может с возрастом либо с течением времени исчезнуть. Такому же большинству родителей не хватает грамотности, они видят дефект поверхностно, обращая внимание лишь на произносительную сторону речи. В последнее время, преобладает контингент родителей, которые проявляют якобы осведомленность и заинтересованность к процессу коррекции, сетуют, если он затягивается, однако, дома с ребенком практически не занимаются. Следовательно, учитывая индивидуальность каждого из родителей, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять единые требования с учителем — дефектологом для успешной коррекции речевых нарушений.
Изучив полученные результаты, с целью организации целенаправленной и систематической работы с родителями, был составлен план мероприятий с указанием форм, тем и целей работы последующего сотрудничества (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Планирование составлено на весь учебный год по месяцам.
На втором этапе моя работа заключалась в практической наработке материала, практикоориентированной деятельности с законными представителями воспитанников:
- оформление уголка учителя — дефектолога по средствам использования инновационных форм работы в специальной группе, где была представлена информация о нормах речевого развития детей-дошкольников; о причинах нарушений речи; о правилах проведения коррекционных занятий; о правилах и условиях выполнения упражнений с ребенком дома по заданию учителя-дефектолога.
Работая на протяжении ряда лет, я систематизировала тематику консультаций в соответствии с планом работы с родителями в специальной группе, и пополняю их по предложению и запросам родителей. В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства: тематические выставки книг; игровые пособия, памятки, образцы выполненных заданий. Единственный недостаток этой формы, что некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают представленный материал, ссылаясь на занятость.
- разработка конспектов для практических семинаров «С пальчиками играем – речь развиваем», «Развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи», «Играем пальчиками» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Семинары-практикумы вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми, приемами коррекционной работы. Родители, играя с учителем — дефектологом, проигрывают задания и со своим ребенком. Семинары-практикумы не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие семинары вызывают живой интерес, радость общения.
- разработка конспекта педагогической гостиной для родителей «Научим язычок трудиться»[2, с.14].
Данная встреча была посвящена знакомству родителей с органами артикуляции. На данном мероприятии родители перед зеркалом пытались выполнить несколько основных упражнений для губ, языка, убеждаясь, что это нелегко, тем более для ребенка. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ребенку – помощь и похвала за труд.
- разработка сценария семейного праздника «Говорилки» (старший возраст);
- использование мультимедийных презентаций в работе с родителями детей–логопатов при проведении тренингов, мастер – классов, на индивидуальных консультациях и т. д. Эта работа проводилась с теми родителями, которые имеют для этого условия (компьютер, диск или флэшка). Периодичность проведения презентаций по мере освоения ребёнком умений и навыков.
- создание медиотеки, содержащей видеоуроки артикуляционной гимнастики;
- выступление на родительских собраниях по темам «Развиваем речь детей дома с помощью ТРИЗ-игр»; «Взаимосвязь работы семьи и учителя — дефектолога».
Проводимые групповые родительские собрания в начале, середине и конце учебного года помогли объединить родителей, нацелили их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъяснялось, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность: за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение). Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. На втором и последующем собрании подводились итоги проделанной работы, и освещался план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений, была отмечена положительная динамика, успехи и достижения детей.
- ведение странички учителя – дефектолога на сайте дошкольного учреждения;
- организация круглых столов, конференций с участием родителей;
- проведение индивидуальных/подгрупповых мастер-классов для родителей по постановке/автоматизации звуков в речи;
Такая форма работы позволяет родителям: контролировать ход коррекционной работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений и игр, наглядно-игрового и речевого материала. Индивидуальные формы работы позволяют установить более тесный контакт с родителями.
- проведение фронтальных открытых занятий для родителей;
Открытые занятия проводились с целью показа родителям, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Такие открытые занятия я проводила 1 раза в год: во второй половине учебного года. Перед занятием кратко знакомила родителей с целями занятия и давала установку, на что нужно обратить внимание. После занятия проводила его анализ, давала рекомендации по использованию тех или иных приемов. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Особая ценность этих занятий в том, что родители видят своего ребенка в коллективе, это дает возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности.
На третьем, заключительном этапе были проведены итоги совместной работы:
- организован «Праздник Чистой Речи» для родителей и детей;
- состоялся круглый стол «Результаты коррекционно-развивающей работы за учебный год», на котором были подведены и проанализированы итоги эффективности работы учителя-дефектолога с родителями по вопросам речевого развития детей и итоги эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Использование всего многообразия вышеперечисленных форм, методов работы с родителями как традиционных, так и нетрадиционных, конечно, не должно быть самоцелью. Гораздо важнее так качественно изменить содержание собраний, семинаров, бесед, чтобы родители услышали учителя-дефектолога, захотели и смогли помочь своему ребенку. Важно было построить работу с родителями так, чтобы наши встречи не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество. Рекомендации были разработаны предельно чётко, содержали только необходимый родителям конкретный практикоориентированный материал. Готовясь к встрече с родителями, были организованы выставки пособий, дидактических игр. Родители смогли воспользоваться подбором практического материала. На наших встречах родители общались, делились опытом друг с другом, что также является ценным.
Подводя итог коррекционно-педагогической работы и в целях дальнейшего совершенствования сотрудничества с родителями, я провела анкетирование. Его итоги отразила в виде диаграммы (ПРИЛОЖЕНИЕ 5). Все родители 100% заинтересованы в совместной работе с учителем — дефектологом, большинство родителей, 97% — удовлетворены качеством проведенной работы с родителями, 85% родителей считают наиболее эффективной формой работы — открытые групповые занятия, 99% родителей готовы принять участие в совместных с детьми мероприятиями. У родителей сформированы определенные модели поведения с ребенком, и взаимоотношений в семье, повысился уровень педагогических знаний и умений, активизировалось позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей.
Также хочется отметить условия, которые позитивно влияли на результативность и эффективность опыта:
- доступность материала для родителей (правильно сформулированные инструкции);
- техническое оснащение;
- заинтересованность родителей проблемой детей;
Заключение.
Разработанная система мероприятий по работе с родителями представляет собой блок консультативно–коррекционных занятий, запланированных на год, осуществляющихся на основе вовлечения взрослых во взаимодействие с ребёнком.
Родители прислушиваются к моим советам и рекомендациям, делятся своим мнением и впечатлениями. К концу года возросла активность и интерес родителей к коррекционной работе. Они стали предъявлять адекватные требования к своим детям.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействия учителя — дефектолога с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
В заключение можно сделать вывод, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-дефектолога и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Преимущество активных форм взаимодействия учителя-дефектолога с родителями неоспоримо и многочисленно:
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой учителя- дефектолога и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят, так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Учитель-дефектолог постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса.
В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении и семье.
Родители — естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство — любовь к своему ребенку. А наше дело организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Вот тогда мы и сможем выстроить подлинное доверительное партнерство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества учителя-дефектолога и родителей.
В дальнейшем планирую распространить свой опыт посредством следующих форм работы:

  • заседание методического объединения;
  • конкурсы педагогического мастерства;
  • научно-практические конференции;
  • наставничество;
  • публикации в методических журналах;
  • мастер-классы, семинары;

Список использованных источников

    • Агавелян М.Г., Данилов Е.Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 54 с.
    • Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 191, [1] с.: ил.
    • Дмитрук, И. Коррекционная работа. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения/ И.Дмитрук// Пралеска. – 2013. -№11.- с.11.
    • Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
    • Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребёнка: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 48 с.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
    Просим Вас высказать своё мнение по предложенным вопросам. Это поможет лучше узнать проблемы в развитии речи Вашего ребёнка и наметить пути решения этих проблем, а также даст возможность повысить уровень Вашей педагогической компетентности.

    1.Фамилия, имя ребенка
    2.Посещает ли Ваш ребенок коррекционные занятия в детском саду?
    3. Обращаете ли Вы внимание на речь вашего ребёнка?
    4. Какие звуки Ваш ребёнок не умеет говорить?
    5. Исправляете ли Вы ошибки в речи своего ребенка?
    6. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?
    7. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (родители, учитель–дефектолог, совместно)
    8. Всегда ли вы выполняете с ребёнком задания учителя-дефектолога? Если нет, то по какой причине?
    9. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (если да, то каким образом; нет)
    10. Имеете ли Вы возможность и желание посещать индивидуальные занятия с Вашим ребенком, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации?
    11. Нужна ли Вам методическая помощь учителя-дефектолога? Если да, то какая?
    12. Какие темы, на Ваш взгляд, требуют рассмотрения на групповых консультациях, семинарах-практикумах? Укажите, проблематику вопросов.
    13. В какой форме Вы хотели бы получать консультативную помощь (выберите, пожалуйста, один или несколько вариантов):

    • в форме индивидуальных консультаций;
    • в форме групповых семинаров-практикумов;
    • в форме памяток и буклетов;
    • в виде информации на сайте дошкольного учреждения;
    • в форме вопросов и ответов по электронной почте.

    14. Ваши пожелания по организации коррекционной работы с Вашим ребенком.

    Спасибо за сотрудничество!


    В НАЧАЛО

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей

    Уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей


    В НАЧАЛО

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    План мероприятий активных форм работы учителя-дефектолога с родителями

    № п/п

    Дата проведения

    Форма, тема мероприятия

    Цель мероприятия

    1.

    Сентябрь

    Анкетирование «Давайте познакомимся»

    Определение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

    2.

    Октябрь

    Консультация-практикум «Научим язычок трудиться»

    Ознакомление родителей с видами артикуляционной гимнастики, правилами её выполнения.

    3.

    Ноябрь

    Индивидуальный/подгрупповой мастер–класс для родителей «Постановка/Автоматизация звуков в речи»

    Ознакомление родителей с этапами постановки/автоматизации звуков в речи. Уточнение подбора речевого материала.

    4.

    Декабрь

    Семинар-практикум для родителей «Развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи».

    Установление эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых

    5.

    Январь

    Открытое занятие

    Показ родителям достигнутого объёма знаний у детей после совместной коррекционной работы учителя-дефектолога и родителей

    6.

    Февраль

    Мастер-класс «Дидактические игры – как средство формирования правильного произношения детей дошкольного возраста»

    Формирование у родителей знаний о правилах выбора дидактических игр для детей с общим недоразвитием речи; проигрывание вариантов разнообразного использования одной и той же дидактической игры для формирования правильного произношения.

    7.

    Март

    Игротренинг с использованием «сухого бассейна».

    Ознакомление родителей с пособием «сухой бассейн» и способами его использования при самомассаже кистей и пальцев рук, а также пальчиковой гимнастики.

    8.

    Апрель

    Праздник Чистой речи для детей и родителей

    Систематизация практических умений и навыков использования исправленной речи, повышение педагогической грамотности родителей относительно особенностей речевого развития детей.

    9.

    Май

    Круглый стол
    «Результаты коррекционно–развивающей работы за учебный год»

    Подведение итогов эффективности работы учителя-дефектолога с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.


    В НАЧАЛО

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Семинар-практикум для родителей

    «Развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи».

    Цель: установление эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.
    Задачи:

    • Формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка;
    • Познакомить с некоторыми приёмами работы по развитию ручной умелости у детей;
    • Научить элементам пальчиковой гимнастики для развития речи, внимания, памяти;
    • Развивать и активизировать речь детей.

    Материал: счётные палочки, шнуровки, «сухой бассейн» (с разными наполнителями: крупа, зернобобовые), карандаши, «Чудесный мешочек», цветная бумага, ножницы, условные обозначения «Тихо», «Громко», разноцветные пробки от пластиковых бутылок, разноцветные прищепки.

    Ход проведения:

    Беседа с родителями.

    Ведущий (В.). Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть вас на нашем семинаре-практикуме. И прежде чем начать, хочу задать Вам несколько вопросов.

    • Занимались ли с вами родители пальчиковой гимнастикой? Как?
    • Как вы играете с пальчиками вашего ребёнка?
    • Согласны ли вы с выражением В.А.Сухомлинский: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»?

    Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
    Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
    Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

    1. Массаж рук.
    Цель и задачи:развитие силы рук и разнообразных тактильных ощущений.
    Рекомендации:

    • Необходимо регулировать силу воздействия на руки ребёнка — массаж должен быть укрепляющим, но в то же время лёгким, не доставляющим неприятных ощущений.
    • Массаж — несложный, но весьма эффективный метод развития мелкой моторики руки, способствующий общему развитию малыша.

    Предлагаю массаж рук по методике О.Приходько:
    1. Поглаживание наружной и внутренней поверхности руки ребёнка; движения выполняйте по направлению от кисти к локтю (6-8 движений на каждой руке).
    2. Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребёнка одновременно, за исключением большого пальца (2-4 раза на каждой руке).
    3. Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребёнка; во время массажа двигайтесь от середины ладони к основаниям пальцев малыша, затем переходите на внутреннюю сторону большого пальца (2-4 раза по каждой ладони; «мотаем клубочек»).
    4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребёнка по направлению от их кончиков к основанию; нажатия нужно выполнять в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой (каждый палец массируйте 1-2 раза; «мы вот так шагаем: топ-топ-топ»).
    5. Отведение и приведение большого пальца ребёнка в трёх направлениях: вперёд-назад, вбок- в сторону, по кругу.
    6. Ласковое поглаживание каждой ручки ребёнка по направлению «от периферии к центру» (5-6раз).
    А сейчас дети сами возьмут карандаши и сделают себе массаж:
    1. Катайте карандашом по столу вперёд-назад, чтобы он не укатился, крепко надавите на него ладошкой.
    2. Катайте карандаш между ладошек.
    3. Потрогайте бигуди–липучки, какие они колючие. А теперь повторяйте за мной: «Я колючек не боюсь, даже если уколюсь».

    2.Работа со счётными палочками.
    Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможем детям овладеть письмом.
    Старшие делают лодочку из 7палочек, средние – домик из 6, младшие – стульчик из 4 палочек.

    3.Игры с цветными пробками от пластмассовых бутылок.
    Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
    Мы едем на лыжах,
    мы мчимся с горы,
    Мы любим забавы
    холодной зимы.
    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    4. Хлопки в ладоши.
    Упражнение выполняется стоя. Глядя на условные обозначения, ребята хлопают то тихо, то громко (в разном темпе).

    5. Игры с разноцветными прищепками.
    Стимулируют созревание клеток коры головного мозга путём механического сдавливания подушечек пальцев.
    Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
    Сильно кусает котёнок-глупыш,
    Он думает, это не палец, а мышь (смена рук),
    Но я же играю с тобою, малыш,
    А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

    Физкультминутка.

    6. Упражнение «Чудесный мешочек».
    Мамы держат мешочек. Дети, не глядя внутрь, должны найти:
    Старшие - мочалку, колечко от пирамидки, шишку;
    Младшие — мягкий предмет, твёрдый предмет, колючий предмет.

    7. Игра с горохом и фасолью «Золушка».
    Обеспечивает хорошую тренировку пальцев.
    В тарелочке лежат горох и фасоль. Взрослые выбирают горох, а дети - фасоль.

    8. Игра «Штриховка»
    Помогает почувствовать границу фигуры.
    Дети заштриховывают фрукты в определённом направлении.

    9. Пальчиковые игры.
    Помогают установить контакт, создают благоприятные условия для обучения детей выразительной речи и движениям, способствуют овладению навыками мелкой моторики.
    Одна команда обыгрывает потешку «Сорока-белобока», а другая — «Пальчик-мальчик».

    10. Работа с бумагой и ножницами.
    Взрослые работают с ножницами. Дети старшей и средней групп обрывают бумагу по контуру предмета, а малыши просто рвут полоски бумаги.
    В. Наш семинар-практикум подошёл к концу. Думаю, он был нам полезен. Приглашаю посетить выставку книг и пособий, способствующих развитию моторики рук.

    11. Рефлексия.
    В. У вас есть листики. Если семинар-практикум вам был полезен и доставил удовольствие, то повесьте его на дерево, ну а если вы скучали и не получили никакой полезной информации, то опустите его в корзину. Спасибо за внимание.


    В НАЧАЛО

    ПРИЛОЖЕНИЕ 5

    Удовлетворённость родителей взаимодействием с учителем-дефектологом

    Уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей


    В НАЧАЛО