Конспект занятия «Звуковой анализ слова «лист» для воспитанников 5-6 лет с ТНР по образовательной области «Обучение грамоте»


Автор публикации Шпаковская Анна Михайловна

ПРИЛОЖЕНИЕ: презентация «Обучение грамоте» к конспекту в формате *.pptx

По содержанию: доминантное.
По количеству обучаемых: подгрупповое.
По дидактическим задачам: закрепление ранее приобретенного.

Цель: формирование умения проводить звуковой анализ слова «лист».
Задачи:

  • формировать умение определять количество и последовательность звуков в слове «лист»;
  • формировать умение дифференцировать гласные и согласные, согласные твердые и мягкие звуки в слове «лист»;
  • совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук;
  • совершенствовать умение выделять первый согласный звук в слове и дифференцировать его по твердости/мягкости;
  • совершенствовать умение определять количество слогов в слове;
  • совершенствовать умение повторять заданный ритмический рисунок;
  • закреплять умение проводить прямые линии по черточкам.

Материалы: аудиозапись «Звуки насекомых», игрушка «Муха-Цокотуха», ведерки для каждого ребенка, фишки (синие, красные, зеленые), зеленая и синяя коробочки-ягодки, предметные картинки с согласным звуком в начале слова, пособие «ритм дождя», предметные картинки с изображениями продуктов питания и посуды, индивидуальные карточки для упражнения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

НАЧАЛО

1.1 Организационный момент

Дети с учителем-дефектологом проходят в группу, здороваются с гостями.
Учитель-дефектолог: К нам на занятие спешат гости. А чтобы узнать, кто это, послушайте звуки. Звучит аудиозапись «Звуки насекомых».
- Вы слышали звуки или слова? (Звуки)
- Чьи звуки вы слышали?
Дети: Звуки насекомых.
- Каких насекомых вы знаете?

ХОД

2.1 Фонопедическое упражнение «Насекомые»
Поучимся издавать такие же звуки, как и насекомые.
Комар пищит тихонько и тоненько: з-з-з
Чуть громче звенит муха: ззз
Еще громче звучит пчела: зззз
А самым низким голосом звенит шмель: зззз
Что мы произносили: звуки или слова?(Звуки) Педагог напоминает детям, что звуки мы слышим и произносим.

- Все насекомые спешат в гости к Мухе-Цокотухе. (Слайд 1) Муха пригласила всех сегодня на свой листик, чтобы погреться на солнышке. А Муха готовиться их встретить.

2.2 Дифференциация гласных и согласных звуков
Упражнение «Подними фишку»
Муха, муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла.
Муха «звуки» вдруг нашла,
Стала звуки поднимать,
Но не может их назвать.

Беседа о звуках: звуки бывают гласные (красные фишки) и согласные (мягкие (зеленая фишка) и твердые (синяя фишка).

Я буду называть звуки. Вам нужно понять соответствующую фишку и положить в ведерко. Если услышите гласный звук, поднимаем (находим на полу) красную фишку. Если я назову согласный звук - поднимите синюю фишку.

2.3 Определение количества слогов в слове (слайд 2)
Упражнение «Покупки»
- Муха-Цокотуха продолжает готовиться к празднику.
Муха дальше пошла,
Муха денежки нашла
Пошла муха на базар
И купила ….
- А что еще она купила и сколько стоили ее покупки, мы сможем узнать, если разделим слова-названия покупок на слоги. Сколько слогов в названии картинки – столько и стоит эта картинка. (помещают на игровое поле с копейками картинки из корзинки)

2.4 Звуковой анализ слова «Лист» (Слайды 3,4)
- Муха пригласила всех на праздник на листик, но на каком листике он состоится, мы узнаем лишь тогда, когда определим звуки в слове «лист».
- Назовите первый звук в слове «лист»?
- Какой это звук: гласный или согласный?
- Согласный.
- Это твердый согласный или мягкий?
- Мягкий.
- Каким цветом мы будем обозначать первый звук?
- Зеленым.
- Берите зеленую фишку, поместите ее на первую клеточку схемы.
Аналогично проводится характеристика каждого звука слова «лист».

Сколько звуков в слове лист? Сколько гласных звуков? Сколько согласных?
Сколько слогов в этом слове? Как вы узнали? (если в слове один гласный звук, значит, и один слог).
Подбираем нужный лист (с учетом количества слогов). Ваша схема и схема, изображенная на листике, должны быть одинаковыми.

2.5 Подбор слов на заданный звук.
Упражнение «Бусы»
Педагог предлагает придумать и назвать слова, которые начинаются со звука И. Дети, называя слово, помещают фишку на шнурок, создавая бусы.

2.6 Динамическая пауза «Музыка дождя» (Слайды 5-8)
На сказочной полянке начался дождь. Капли дождя падали и ударяли по листикам.
Детям предлагается послушать и повторить ритм, протопать его (правой и левой ногой поочередно, прохлопать над головой).

2.7 Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в начале слова
Упражнение «Рассадим лягушек»
Дождь прошел, но насекомых еще нет в гостях у мухи. Они боятся лягушек.
Рассадим лягушек по коробочкам.
Логопед предлагает рассадить лягушек в зеленую или синюю коробочки-ягодки.

Возьмите лягушку. Назовите картинку, которая помещена под лягушкой. Необходимо определить первый звук в слове. И посадить лягушку в коробочку-ягодку. В зеленую – если первый звук названия картинки – мягкий согласный. В синюю – если твердый согласный.

2.8 Выделение слов с заданным звуком
Педагог предлагает детям определить, какие насекомые первыми появились на листике.
1-ми прилетели насекомые, названия которых начинаются со звука Б (бабочка и божья коровка).
2–м появилось насекомое, название которого начинается и заканчивается звуком К.
3-м появилось насекомое, название которого состоит из 3-х звуков.
Затем прилетело насекомое, название которого начинается со звука П и заканчивается звуком А.

2.9 Графомоторное упражнение «Лист» (штриховка)
Упражнение на развитие мелкой моторики (с карандашом)
Много гостей прилетело на праздник – Логопед показывает карандаши с наклейками-насекомыми. Упражнение «Насекомые кружатся» (растирание карандашом ладоней).
Упражнение «Дорисуем листочки»
- Дети, вы такие молодцы. Думаю, теперь праздник состоится.

ОКОНЧАНИЕ

Ребята, вы сегодня очень старались и хорошо выполнили все задания. Кто сегодня прилетал к нам в гости? Какое слово мы разбирали? Какие задания вам понравилось выполнять? Какие задания вызвали трудности?