Игры и игровые упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова для работы с детьми с ОПФР


Автор публикации Никулина Ольга Викторовна
учитель-логопед 2-й категории
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка п. Дитва»
п. Дитва, Лидский р-н, Гродненская обл., Республика Беларусь

1. Ритмическая игра «Дятел»

Задачи:
- развивать умение воспроизводить заданный ритм;
- упражнять в членении слов на слоги.
Оборудование:
Металлофон, погремушки, колокольчик, бубен и т.п.
Ход игры:
Логопед задает определенный ритмический рисунок. Ребенку необходимо запомнить его и воспроизвести при помощи шумовых инструментов.
- Внимательно послушай, запомни и повтори, как стучит дятел.

Стучит дятел по суку, раздается: I I
Стучит дятел по суку, раздается: I I I
Стучит дятел по суку, раздается: I
И т.д.:  I I I, I I, I I I, I, …

Металлофон, погремушки, колокольчик, бубен

2. Дидактическая игра «Слоговые цепочки»

Задача:
- развивать умение членить слова на слоги.
Оборудование:
Предметные картинки.
Ход игры:
Перед детьми раскладываются предметные картинки. Логопед называет первое слово и выкладывает соответствующую картинку. Далее дети определяют последний слог в названном слове. Следующее слово должно начинаться с данного слога. Из предложенных картинок подбирают подходящее слово. Далее по цепочке.

Пчелалапаподушкакастрюлялягушкакозазаяц

3. Дидактическая игра «Лишнее слово»

Задачи:
- развивать слуховое внимание к звучащей речи.
- развивать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Оборудование:
Предметные картинки.
Ход игры:
Перед ребенком выкладывается по 4 картинки. Ему необходимо определить, какое слово из ряда является не похожим на остальные.
Следует добиваться полных ответов:
– В ряду лишним является слово лес, потому что оно короче других.

                    Лес, шишка, собака, яблоко.                                         Лук, бабушка, сом, шар.

                    Кошка, сосиски, нос, синица.                                         Флаг, волк, велосипед, лось.

4. Дидактическая игра «Паровозик из Ромашково»

Задачи:
- развивать умение определять количество слогов в слове.
Оборудование:
Изображение паровозика, предметные картинки.
Ход игры:
Перед детьми раскладываются предметные картинки. Задача детей: разместить слова в вагонах поезда в зависимости от количества слогов:

  • в 1 вагоне слова с 1 слогом;
  • во 2 вагоне слова с 2 слогами;
  • в 3 вагоне слова с 3 слогами.

5. Дидактическая игра «Слоговые тучки»

Задачи:
- развивать умение делить слова на слоги.
Оборудование:
Три тучки со слоговыми схемами (или с цифрой, обозначающей количество слогов); капельки с изображением предметов.
Ход игры:
Педагог сообщает детям, что это слоговые тучки, из которых идёт необычный дождик. На каждой капельке есть картинка с изображением какого-либо предмета. Ребенку предлагается разделить слова на слоги и определить из какой тучки капает эта капелька. При затруднении в подсчёте количества слогов, ребенку предлагают «отхлопать» слово (произнести по слогам, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши). По количеству слогов он находит нужную тучку. Желательно, чтобы ответы детей были полными.

6. Дидактическая игра «Змея и червяк»

Задачи:
- развивать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Оборудование:
Изображения змеи и червяка; предметные картинки.
Ход игры:
Перед детьми изображения змеи и червяка. Логопед спрашивает, кто длиннее: змея или червяк. Подытоживает: змея длинная, а червяк – короткий. Поэтому длинные слова нужно положить рядом со змеей, а короткие – рядом с червяком.