Конспект группового занятия по формированию слоговой структуры слова. Тема: «Длинные и короткие слова»


Автор публикации Никулина Ольга Викторовна
учитель-логопед 2-й категории
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка п. Дитва»
п. Дитва, Лидский р-н, Гродненская обл., Республика Беларусь

Задачи:

  1. Формировать умение различать длинные и короткие слова;
  2. Закреплять умение делить слова на слоги;
  3. Воспитывать умение работать в паре.

Оборудование:
Изображение Змейки и Червячка; конверты с предметными картинками (лук, гриб, кабачок, огурец); слоговые схемы (с одним слогом и с тремя слогами); слоговые тучки; капельки со словами; конверты с длинными и короткими словами; предметные картинки для физкультминутки; изображение паровозика из Ромашкова; изображения трех домов разной величины; предметные картинки.

Ход занятия

I Организационный момент.

- Приветствие.
- К нам на занятие сегодня пришли два гостя: Змейка и Червячок. Скажите, кто из них длинный, а кто короткий? (змея длинная, а червячок – короткий).
- Правильно. И наша Змея говорит, что раз она длинная, то любит все длинное. В том числе и слова. А Червячок любит все коротенькое. Только вот как отличать длинные и короткие слова они не знают. Давайте мы им в этом поможем.

II Основная часть.

1. «Слоговые схемы»
- Для начала давайте вспомним, как можно сосчитать, сколько слогов в  слове (прохлопать слово, прошагать слово, простучать по столу и т.д.)
- Верно. Перед вами на столах конверты с первым заданием от Змейки и Червячка. В них картинки с предметами. Сейчас каждый из вас назовет свой предмет и сосчитает количество слогов в его названии (открывают конверты, достают картинки, считают слоги).
- Молодцы. Вы все верно сосчитали. А сейчас к своему слову подберите нужную схему (каждый по очереди выбирает подходящую схему)
- У кого получилось длинное слово? Какое это слово? Сколько в нем слогов? А у кого получилось короткое словечко? Какое это слово? Сколько в нем слогов? Значит те, у кого получилось коротенькое слово, будут сегодня помогать нашему Червячку научиться узнавать короткие слова, а те, у кого было длинное слово – помогут нашей Змейке узнавать длинные слова.

2. «Слоговые тучи»
- Ребята, давайте вспомним, какая сейчас пора года? (Сейчас осень)
- Верно. А какие осенние приметы вы мне можете назвать? (осенью желтеют листья; осенью небо хмурое; осенью идут дожди). Правильно. Осенью меняется погода, и часто идут дожди. Вот и на нашем занятии появились тучки. Но не простые. Из этих тучек капают капельки со словами разной длинны. Сколько слогов должно быть в словах, капельки с которыми капают из первой тучки? (в словах должен быть один слог) А из второй тучки? (из второй тучки капают капельки со словами сиз двух слогов) А из третьей тучки капельки с какими словами капают? (из третьей тучки капают капельки со словами сиз трёх слогов).
- Все верно. Теперь я предлагаю найти нужное место для каждой капельки.

3. «Лишнее слово»

- И с этим заданием мы справились. Наши Змейка и Червячок говорят, что уже поняли, как различать длинные и короткие слова. Они даже разделили их. Давайте проверим, все ли правильно сделали наши гости (детям раздаются конверты внутри которых по четыре картинки: три длинных слова и одно короткое; три коротких слова и одно длинное).
- Давайте проверим первый конверт от Змейки. Все ли слова там длинные? Все ли нам подходят? Почему слово не подходит? (потому что это слово короткое, а все остальные длинные) и т.д.

4. Физкультминутка

- Немного разомнемся. Становитесь в круг. Вам нужно прыгнуть столько раз, сколько слогов в слове: лес, луна, роза, дом, лапа, дым, кот, кит, лев и т.д.

5. «Паровозик из Ромашкова»

- Пока мы с вами отдыхали, к нам на занятие прибыл паровозик из Ромашкова. Этот паровозик в вагонах возит слова. Номер вагона будет таким же, как количество слогов в словах. В первом вагоне сколько слогов должно быть в словах (в первом вагоне должны быть слова с одним слогом). А во втором вагоне, какие слова должны быть? И т.д.
- До отправления паровозика остается немного времени. Давайте поможем словам найти нужные вагоны (называют слова, раскладывают по вагонам, объясняя свой выбор)
- Вагоны паровозика заполнены, и он может отправляться в дорогу.

6. «Домик – дом – домище»

- А теперь немножко отдохните, закройте глазки  и послушайте сказку.
- В одном городе жили длинные и короткие слова. У всех слов были свои дома. Короткие слова жили в домике, а длинные слова – в домище. Жили они очень дружно и все у них было хорошо. Но вдруг в город пришел злой колдун. Он перепутал все слова, заколдовал их и поселил в один дом. С тех пор ни одно слово не может вспомнить, где оно жило раньше – в домики, или в домище.
- А теперь, ребята, открывайте глазки. Давайте поможем бедным словам снова обрести свои дома (двое детей ищут длинные слова, а двое-короткие)
- Молодцы, ребята. Слова наконец-то вернулись в свои домики и говорят вам «Большое спасибо».

7. «Змея и Червяк»

- Много разных заданий мы сегодня выполнили. Очень старались научить наших гостей различать длинные и короткие слова. И осталось у нас последнее задание: все длинные слова отдать змее, а короткие – червяку. (Самостоятельно в парах выполняют. Проверяем вместе, проговариваем каждое слово)
- Теперь нашим гостям точно все понятно: Змейка теперь без труда найдет длинные слова, а Червячок легко отыщет короткие словечки.

III Заключительная часть.

- Какие слова мы учились различать на занятии? Как можно посчитать слоги в словах? Что вам запомнилось с нашего сегодняшнего занятия? Что было трудным?
- Вы большие молодцы. Наши гости благодарят вас за помощь и говорят вам «До свидания!»