Незабываемое путешествие / Игровая коррекция звуков [Л], [Ль]


Автор публикации Орлова Любовь Владимировна
учитель-логопед, кандидат психологических наук
БОУ Школа 814 КДО 863
г. Москва

Каждый звук необходим,
Так сказал мне вдруг Вадим,
- Буду упражнять язык,
Чтоб в дальнейшем он привык.
Быть послушным и умелым,
И тогда я стану смелым.
И стесняться не буду совсем,
Говорить правильно всем.
[О.Л.]

Речь – это средство общения людей друг с другом. Необходимым условием формирования личности является правильное речевое развитие. Речь формируется постепенно. Нормальное становление звукопроизношения – залог правильной речи. Взаимодействие движений артикуляционных органов (кинем) образуют звуки речи. Произношение различных звуков происходит благодаря подвижности органов звукопроизносительного аппарата.

Коррекция неправильного произношения:

  • Выработка четкой артикуляции (нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо).
  • Коррекционные занятия проводить в игровой форме. Для дошкольника игра – это основной вид деятельности. И применение элементов игровой терапии эффективно в коррекционных целях. Поэтому занятия проходят в непринужденной обстановке.

ПРИСКАЗКА
Жил на свете маленький человечек. Он стеснялся разговаривать с незнакомыми людьми. А все потому, что не выговаривал звуки [Л], [Ль].
Его спрашивали:
- Твой любимый цвет?
- «Говубой», «зеёный».
- Что ты любишь?
- «Квубнику», «мавину», «моёко».
Ему постоянно говорили:
- Ты, что маленький? Ты что не можешь правильно говорить?
Он всегда отвечал: «Не хочу!»
Но, когда ему исполнилось пять лет, он решил научиться выговаривать этот звук.
«А вы знаете, что у каждого во рту живет маленький человечек (язычок), он может быть послушным, и тогда нам все удается. Но, если он непослушный, «шалит», тогда у нас ничего не получается и окружающие нас ничего не понимают. Мы хотим произнести «лампа», а говорим «вампа», хочется сказать «лак», а получается «вак»…». (Орлова Л.В.) [4; 31]
Все это «проделки» непослушного маленького человечка.
А, вы хотите научиться говорить и все выговаривать? Я открою главный секрет: надо подружиться с маленьким человечком и тогда все получиться и окружающие начнут вас понимать.
Предлагаемое занятие направлено на коррекцию звуков [Л], [Ль]. Упражнения помогут развитию мимико-артикуляторных мышц, а также поспособствует снятию эмоционального напряжения и  развития уверенности в себе.
«Мимическая мускулатура располагается поверхностно и одним концом вплетается в кожу. Она наделена свойством отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц. Выполнять упражнения лучше всего перед зеркалом. Ребенок при этом может визуально контролировать правильность движения и его амплитуду». ( Т.В. Буденная) [3]

Коррекция звуков [Л], [Ль].
Незабываемое путешествие.
- Злой волшебник Люлюка заколдовал животных, спрятал их в картинки. Давайте поможем животным, найдем их и освободим. Мы отправляемся в путешествие. Посмотрите на карту, которую обронил Люлюка. Кто из вас знает, что за материк изображен на карте?
- Да, это Африка.
- А что это за страна? Давайте узнаем, здесь стерта одна буква: ЕГ_ПЕТ
- ЕГИПЕТ.
- Ребята, а кто из вас был в Египте?
Сейчас мы отправимся в Египет, найдем спрятанные картинки и узнаем про эту страну.
Давайте найдем эту страну на глобусе (карте). Египет – это страна, которая расположена на континенте Африка. Посмотрите. А где живем мы? Кто знает, как называется наша страна, город? Давайте найдем на глобусе. Посмотрите внимательно, чтобы нам добраться до Каира – столицы Египта, нам нужно лететь на самолете.
Занимаем места в самолете (садимся на стульчики перед зеркалом).
Упражнение «Летим на самолете»
Поймай кончик языка зубками, держи его крепко-крепко и произноси долго звук [ы]. Пальчиком в воздухе оставляем след от самолета и гудим.
- Вы слышите, как гудит наш самолет? (слышно звук [Л]).
- А кто знает, какие моря мы пролетаем? (Чёрное море, Средиземное море).
Показ на карте.
- И вот мы в главном городе (столице) Египта – Каире. Дальше из аэропорта мы отправимся на такси. Посмотрим на карту Люлюки. Так, нам нужно доехать до пустыни.
Садимся удобнее в машину (перед зеркалом). Наш язычок – руль машины, будем им управлять. Надо повернуть направо (язычком управляем), а теперь налево (язычок налево). А сейчас в горку (язык тянем к носу), а теперь с горки (язык тянем к подбородку). Все, ребята, на такси мы доехали до пустыни.
- А как вы думаете, по пустыне на чем (на ком) добираются?
- На верблюдах.
- Давайте рассмотрим, какие бывают верблюды?
- Одногорбые, двугорбые верблюды (показ картинок).
- Давайте изобразим с помощью язычка горб верблюда.
Упражнение «Горб верблюда»
Губы в улыбке, рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы. Выдвинуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
- Садимся на верблюдов и «поплывем» по бескрайним просторам пустыни. Солнце печет, жарко. Вытираем пот со лба, обдуваем лицо струей воздуха (нижнюю губу выдвигаем вперед, дуем; струя воздуха выходит из-за рта, обдувает нос, щеки, глаза, лоб). Оближем губки (рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу).
- Посмотрите, впереди ползет кобра (показ картинки).
Упражнение «Змейка»
Рот широко открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта. (Агеева И.Д.) [1]
- А кто знает, что это за растение? (показ картинки).
- Это верблюжья колючка. Верблюжья колючка имеет ветвистый стебель, усаженный шипами-колючками до трех сантиметров длиной. Корень мощный, уходящий вглубь почвы на расстояние больше 10 метров. Плод – боб.
- Ну, вот перед нами пирамиды.
Это одна из главных достопримечательностей Египта.
Великие Пирамиды находятся в Гизе.
Пирамиды — это огромные сооружения из камня пирамидальной формы, которые использовались как гробницы для фараонов. Самая известная пирамида Египта – Хеопса.
- А, теперь, ребята, поплывем по реке Нил. Садимся в лодочки.
Упражнение «Подружки звуки». Покажи путь лодке. Проведи пальчиком по дорожке слева направо. Какие слоги у нас получились? (Азова Е.А.) [2]
- И вот мы добрались до места, где на карте помечено крестиком.
- Что нам понадобиться, чтобы откопать спрятанные картинки?
- ЛОПАТА.
- Давайте три раза правильно произнесем это слово. «Гудим» в язык, «нажимаем» на первый звук.
- Сундук откопали, но чтобы его открыть произносим волшебные слова:
«ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ, ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ».
ЛО-ЛО-ЛО, ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ – я лопатой яму рыл.
ЛА-ЛА-ЛА, АЛ-АЛ-АЛ – сундук я достал.
РА-РА-РА, АЛ-АЛ-АЛ – ура, я клад отыскал. (Орлова Л.В.)
- Давайте посмотрим, что там внутри.
- Картинки с заколдованными животными. Чтобы расколдовать, нужно правильно произнести названия. Здесь картинки с изображением животных, в которых есть звуки [Л], [Ль].
Стараемся, выделяем голосом звуки [Л], [Ль].
КРОКОДИЛ
ЛЕВ
ПАВЛИН
ЛИСА
ЛЕМУР
ПЕЛИКАН
ЛОШАДЬ
- Молодцы, вы освободили животных. Теперь, на вертолете перелетаем в аэропорт.
Упражнение «Летим на вертолете»
Поймай кончик языка зубками, держи его крепко-крепко и произноси долго звук [У].
- А сейчас, «Летим на самолете». Произносим звук [ы], держим язык между зубами. (Азова Е.А.) [2]
- Ну вот, ребята, мы и в детском саду.

Итог занятия
- Вам понравилось наше путешествие?
- В какой стране мы побывали?
- Каких животных мы освободили?
- Какие звуки мы учились выговаривать? ([Л], [Ль]).

Литература

    • Агеева И.Д. Зарядка язычка. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
    • Азова Е.А. Учим звуки Л, Ль. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2017.
    • Буденая Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 2004.
    • Орлова Л.В. Сказка о непослушном маленьком человечке. Игровая коррекция звукопроизношения (коррекция звука [Р]) / Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов №10 (505). С.31-35.
    • Орлова Л.В. Путешествие в Египет.

    Игровая коррекция звуков [Л], [Ль]

    Игровая коррекция звуков [Л], [Ль]

    Игровая коррекция звуков [Л], [Ль]

    Игровая коррекция звуков [Л], [Ль]