Игровые задания направленные на формирование умений словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи


Автор публикации Голубева Виолетта Игоревна
студентка 4 курса, специальности «Логопедия»
Гродненского государственного университета имени Я. Купала
г. Гродно, Беларусь

Несформированность умений словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) мешает в общении, вызывают трудности в овладении письмом. В связи с этим важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формирование умений словоизменения: грамматически правильной фразы, умения изменять слова, различать слова по признакам. Рекомендуется осуществлять работу по формированию умений словоизменения на всех групповых занятиях.
Специфика этой работы заключается в организации системы игровых заданий по восполнению пробелов в речевом развитии дошкольника: умение анализировать речевой материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учётом существенных и несущественных признаков. На этой основе у дошкольников с ОНР формируется представления о различных грамматических формах и конструкциях, которых затем, в ходе выполнения специальных заданий, включаются в коммуникативные функции.
Задания, направленные на формирование умений словоизменения у дошкольников с ОНР:
Игровое задание 1 – «В ЗООПАРКЕ», направлено на дифференциацию в речи существительных единственного и множественного числа. Задания представляют собой набор картинок, объединенных лексической темой: «Животные жарких стран». Учитель-дефектолог говорит, что увидел одно животное (Например: В зоопарке я увидел жирафа.), а дошкольнику необходимо сказать, что он увидел много животных (Например: Я в зоопарке увидел много жирафов). В конце игры, для закрепления правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа, учитель-дефектолог спрашивает у дошкольника: «Кого мы видели в зоопарке?». Ответ ребенка: «Мы видели много жирафов, змей, обезьян, крокодилов». Второй вариант игры: дошкольнику необходимо назвать «Кто живет в клетке?». Например: В клетке живет жираф. В клетке живут жирафы. Игра также направлена на развитие связной речи.


Игровое задание 2 – «В КВАРТИРЕ» направлено на закрепление формы предложного падежа существительных с предлогами: в, на, за, между, из-за, из-под. Также данная игра позволяет совершенствовать навык согласования глаголов в роде и числе с существительными. Учитель-дефектолог спрашивает: «Что находится в квартире? Опиши месторасположение предметов в квартире?». Пример ответа дошкольника: «Стол стоит между двумя стульями. На кровати лежит подушка. На столе стоят две чашке с блюдцами. Кот выглядывает из-за комода.»


Игровое задание 3 – «В ОГОРОДЕ» направлено на формирования умения согласовывать существительные с числительными в пределах десяти. Задание представляет собой набор картинок, объединенных лексической темой: «Овощи, фрукты и ягоды». Ребенку необходимо собрать урожай в корзину, при этом собирать можно в направлении слева направо и справа налево, сопровождая сбор подсчетом. Например: Я положил в корзину один помидор. Я положил в корзину два помидора.
В конце игры спрашиваем у дошкольника: «Где мы были, что мы видели?» для закрепления правильного употребления окончаний существительных родительного падежа множественного числа. Например: Я был в огороде. Видел много морковок и так далее.


Игровое задание 4 – «В КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ» направлено на закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными. Дошкольнику необходимо назвать, что изображено на картине, и описать этот предмет при помощи прилагательных. Например: На картине изображена лиса, она хитрая, рыжая и так далее.


Игровое задание 5 – «В ПЕСОЧНИЦЕ» направлено на закрепление формы родительного падежа существительных. На карточках изображены игрушки, которые надо починить. Учитель-дефектолог задает вопрос: «Что без чего?». Дошкольник отвечает: «Паровоз без колеса» и так далее.

Разработка может использоваться учителями-дефектологами в работе с дошкольниками 4-5 лет с общим недоразвитием речи.