Методика работы по формированию умений словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи


Автор публикации Голубева Виолетта Игоревна
студентка 4 курса, специальности «Логопедия»
Гродненского государственного университета имени Я. Купала
г. Гродно, Беларусь

Значимую роль в процессе речевой коммуникации играют эмпирические грамматические обобщения у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) на модели словоизменения. Поэтому актуальным является поиск путей совершенствования методики логопедической работы по формированию умений словоизменения у данной категории детей.
Формирование умений словоизменения имеет свою специфику и осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза дошкольников.
В основе методики работы по формированию умений словоизменения должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и лексико-семантической стороны речи. Для этого, в первую очередь, необходимо развивать речемыслительные способности дошкольников с ОНР. Вся методика должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. Дошкольнику с ОНР необходимы наглядные опоры на имеющиеся в пользовании вербальные средства и на предъявляемые в противопоставлении новые единицы. Также рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала по принципу от простого к сложному.
Рассмотрим направления логопедической работы по формированию умений словоизменения у дошкольников с ОНР. На начальном этапе работа проводится на уровне словосочетания, предложения, в дальнейшем – в связной речи. Всю методику логопедической работы можно также разделить в зависимости от отрабатываемой части речи: существительное, глагол, прилагательное.
При работе с существительными необходимо использовать игры и упражнения, направленные на дифференциацию существительных именительного падежа единственного и множественного числа, отработку беспредложных конструкций единственного и множественного числа, понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа и множественного числа в косвенных падежах.
При отработке глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи рекомендуем включить работу, направленную на согласование существительных и глаголов, а также дифференциацию глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени. Вначале используются логопедические игры и упражнения на согласование существительных и глаголов  настоящего времени 3-го лица в числе, затем прошедшего времени в лице, числе и роде.
Работа над прилагательными, направленная на формирование умений словоизменения включает отработку согласования прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа и в косвенных падежах.
При формировании умений словоизменения у дошкольников с ОНР в словосочетаниях необходимо учитывать различные типы словосочетаний, особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям. Так как у дошкольников с ОНР в структуре предложения выпадает чаще всего глагол, выступающий в роли организующего звена предложении. Среди именных словосочетаний наиболее доступными для дошкольников с ОНР являются словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного (желтая груша) и словосочетания, состоящие из двух существительных: со значением принадлежности (хвост лисы), со значением совместности (стакан с трубочкой).
В процессе логопедической работы по закреплению форм словоизменения в предложениях учитывается сложность той или иной модели предложения. В связи с этим рекомендуется следующая последовательность работы над предложением: сначала отрабатываются нераспространённые предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого (Мальчик пишет.), а затем распространённые предложения из двух – трёх – четырёх слов: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение и косвенное дополнение (Саша пишет рассказ пером.); подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (Саша играет во дворе.); подлежащее – сказуемое – дополнение – обстоятельство места (Даша рвёт цветы в саду.); подлежащее – сказуемое – дополнение – определение (Мама подарила дочке красивую книгу.). Затем предлагаем предложения с однородными членами,  сложносочинённые предложения и сложноподчинённые предложения.