Логопедический проект «Наши пальчики играют, говорить нам помогают»


Автор публикации Алексеенко Ирина Александровна
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ №50
г. Шахты, Ростовской обл.

Высокоразвитый человеческий интеллект
берёт начало в человеческих движениях.
Глен Доман

Наши пальчики играют

Вид проекта: коррекционно-образовательный, логопедический.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с января 2018 по июнь 2018 уч. г.).

Участники проекта:
1. Дети 5-7 лет
2. Учитель-логопед: Алексеенко И.А.
3. Воспитатели: Волненко Л.Ю., Понадцова Н.А.
4. Родители.

Образовательные области: речевое развитие, здоровье, коммуникация.

Практическая значимость:
1. Становление речевой коммуникативной функции через развитие мелкой моторики рук ребёнка.
2. Формирование навыков выполнения движений в соответствии с текстом.
3. Формирование у родителей знаний о положительном результате пальчиковой гимнастики.

Актуальность:
Развитие головного мозга ребёнка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
В дошкольном возрасте речевое развитие становится ведущей тенденцией. Ребенок не только пополняет свой словарный запас, но и учиться четкому произношению звуков, пробует разный темп, интонации, выстраивает речевые конструкции, формулирует предложения. Задача родителей и педагогов на этом этапе – помочь малышу овладеть всем многообразием языка. Для развития речи и коррекции нарушений, возникающих в процессе, создана логоритмика для малышей – комплекс упражнений, где выполняемые движения сопровождаются произнесением соответствующего текста. Логоритмика для детей основана на ритмичной стихотворной речи, которая способствует формированию речевого слуха, правильного темпа речи и дыхания.
Большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет, ознаменованных взрывом популярности методик раннего развития, показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет «отвлекает» его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. И именно логоритмика дома и в детском саду помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.
Цель проекта:
1. Преодоление проблем речевого развития, а также сопутствующих трудностей, связанных с неречевыми функциями психики, совершенствование речи.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
2. Способствовать активному моторному и сенсорному развитию.
3. Научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.
4. Показать родителям способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики.
5. Научить родителей создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Предполагаемый результат:
Предполагается чтобы:
- дети проявляли интерес к пальчиковой гимнастике;
- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети использовали пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Средства достижения поставленных задач:
- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;
- информационные листы для родителей;
- разучивание стихов, потешек;
- использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап. (Январь)

  • Определение педагогами темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
  • обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
  • изучение методической литературы по данной теме.

2. Этап реализации. (Февраль-апрель.)
- Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком.
- Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.
- Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком.
- Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
- Консультации индивидуальные и групповые «Самомассаж», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?», «Игры для развития мелкой моторики».
- Информация в родительском уголке «Пальчиковая гимнастика», «Что такое логоритмика?».
- Предоставление родителям информации для развития мелкой моторики «Мамина книжка» (Пальчиковые игры, игры с прищепками, игры с крупой, Сказки на кончиках пальцев).
- Мастер-класс для родителей «Кинезиологические упражнения для детей с речевой патологией».
- Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).
3. Заключительный этап. (Апрель-май.)
- Отмечена положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляют желание и интерес играть в предлагаемые игры, с интересом и желанием выполняют упражнения на развитие мелкой моторики рук.
- Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память и речь.
- Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями.

Список используемых источников:

  • Алксандрова Т.Н. «Сказки на кончиках пальцев» (ж. «Дошкольная педагогика» 2008. №10.
  • О.Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год).
  • С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год).
  • А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.).
  • Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» (журнал «Воптитатель ДОУ» 2009 №3).
  • М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких» (ОООТЦ «Сфера» 2007).
  • М.Ю. Картушина «Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей» (ОООТЦ «Сфера» 2009).

Примеры работы с детьми по данному проекту.

Сказки на кончиках пальцев

Сказки на кончиках пальцев

Упражнение «Ручной осьминожек»

Упражнение «Ручной осьминожек»

Придумываем сказку о дружбе животных

Придумываем сказку о дружбе животных