Использование фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС


Автор публикации Журавлёва Людмила Михайловна
учитель-логопед
БДОУ Детский сад № 16 «Мозаика»
г. Салехард, ЯНАО

ПРИЛОЖЕНИЕ: презентация в формате *.pptx

В логопедической деятельности идёт активный поиск новых вариативных форм организации помощи дошкольникам, а также происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционной работы учителя–логопеда. С позиций постоянного обогащения логопедической науки и практики, поиска новых средств в устранении речевых нарушений у детей мой интерес к русскому фольклору закономерен. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой. Обращение к русскому фольклору, обладающему огромным креативным потенциалом, открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску и воспитания дошкольников.
Приобщение детей к основам русской национальной культуры с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности. Главными хранителями фольклора, передававшими из поколения в поколение сказки, песенки, потешки, загадки, пословицы, поговорки и былины, были русские женщины: матери, бабушки, няни, кормилицы. В защиту фольклора для детей выступали М. Горький, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и другие русские писатели и поэты. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги Е.А. Флерина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева.
В ФГОС обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений – речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико — синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Фольклор помогает овладеть речью как средством общения, и является носителем культурных традиций народа.

Логопедическая коррекция при недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико — грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук. Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:
1. Фольклорный материал для автоматизации звуков.

Звук «л».
Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежал немножко, распахнул окошко: — здравствуй, солнышко-колоколнышко!

Звук «л’».
Летели кукушки через три избушки. Как они летели, все люди глядели. Как они садились, все люди дивились.

Звук «р».
Марфушка весёлая, марфа чернобровая! Пройди, марфа, горенкой, топни, радость, ноженькой!

Звук «рь’».
Привяжу я козлика к кудрявой берёзке. Привяжу рогатого к кудрявой берёзке. — стой, мой козлик, не бодайся! А ты, берёзка белая, стой не качайся!

Звук «ш».
Потягушечки, порастушечки! Поперёк толстушечки, руки – хватушечки, ноги – бегушечки!

Звук «ж».
Ножки, ножки, куда вы бежите? — в лесок, по мошок, избушку им шить, чтоб не холодно жить!

Звук «ч».
Уж я танюшке пирог испеку, уж я внученьке румяненький. На нём корочка пшеничная, а начиночка яичная, а помадочка медовая, моя внученька бедовая!

Звук «с».
Сосна, сосна, отчего ты красна? Оттого я красна, что под солнышком росла.

Звук «ц».
Тынцы – брынцы — бубенцы- приезжали молодцы, раздавали бубенцы.

2. Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: звук «р».

Этап: автоматизация звука «р» в связной речи.

Цели:
1. Закрепить правильное произношение звука «р» в тексте.
2. Воспитывать самоконтроль за произношением звука «р» в связной речи.
3. Расширять словарный запас.
4. Работать над интонацией, выразительностью речи.
5. Развивать слуховое внимание, память.

Оборудование: фольклорный текст «коровушка», загадка про корову, картинка с изображением коровы, схема для характеристики звука, пособие для звукового анализа «звуковой домик».

Ход занятия:
1. Сюрпризный момент. Логопед загадывает загадку про корову: «голодна — мычит, сыта — жует, малым деткам молочка даёт».
2. Психогимнастика. Изобразить жующую корову, мычащую корову, спящую корову.
3. Артикуляционная гимнастика. «вкусное варенье», «чашечка», «грибок», «качели», «барабанщики».
4. Повторение правильной артикуляции, характеристика звука «р» по опорной схеме.
Что делают губы, язык при произнесении звука «р»? (губы округлены, широкий язык поднимается за верхние зубы и там вибрирует). Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык). Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»). Звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Каким цветом его обозначаем? (синим). Какую букву пишем? (р) обобщение ответа: звук «р» согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом, буквой р.
5. Работа с текстом «коровушка».
1 вводная беседа по теме текста. - сегодня мы познакомимся с текстом, который написали давно русские люди или как говорят, по — другому «русский народ». На руси люди очень ценили корову. Как ты думаешь, почему? (она «давала» молоко, из которого получали разные продукты питания: масло, сыр, творог и т.д. получали мясо. Коровьи шкуры обрабатывали и шили из них одежду, сумки и т.д.). К каким животным можно отнести корову? ( к домашним, так как за ней ухаживает люди). Раньше корову держали в крестьянских избах, от них шло тепло, и люди так согревались.
2 выразительное чтение текста логопедом: «уж как я ль мою коровушку люблю! Уж как я ль — то ей крапивушки нарву. Кушай вволюшку, коровушка моя! Ешь ты досыта, бурёнушка моя! Уж как я ль мою коровушку люблю! Сытна пойла я коровушке налью, чтоб сыта была коровушка моя, чтобы сливочек бурёнушка дала!». — какие слова со звуком «р» запомнились из текста? (определение в них места звука).
3 беседа по содержанию текста. - как ласково называли корову? (коровушка, бурёнушка). — чем кормили корову? (крапивой, пойлом). — что даст корова людям? (сливки).
4 повторное воспроизведение текста логопедом.
5 воспроизведение текста ребёнком с помощью логопеда путём подсказки ключевых слов.
6 воспроизведение текста ребёнком.
7. Итог занятия. — о каком животном мы разучивали текст?

3. Народные подвижные игры для автоматизации звуков. Игра «бараны» для автоматизации звука «р».
Несколько пар детей стоят друг против друга, образуя «ворота». Остальные дети – «бараны» подходят к воротам и топают ногами.
Бараны: тра – тра — тра, тра – тра — тра, открывайте ворота!
Ворота: рано, рано, вы бараны, застучали в ворота!
Бараны: тра – тра — тра, тра – тра — тра, пропустите в ворота!
Ворота: вам куда? Вам куда? Не откроем ворота!
Бараны: на луга, где трава, а на травушке роса!
Ворота: ещё рано вам туда, не откроем ворота!
Бараны: тра – тра — тра, тра — тра — тра, до свиданья, ворота. Мы придём сюда тогда. Когда высохнет трава!

Игра «бабка ёжка» на автоматизацию звуков «ш», «ж». Дети образуют круг. Водящий — бабка ёжка с метлой находится внутри круга. После слов детей водящий догоняет детей. Тот, кого задели метлой выходит из игры.
Бабка ёжка — костяная ножка,
на лягушку упала,
ножку сломала.
А потом и говорит:
- у меня живот болит.
Пошла с кошкой на базар,
раздавила самовар.
Пошла она на улицу,
раздавила курицу.

Игра «колосок» на дифференциацию звуков «с», «ш». Дети образуют круг. Водящий со скакалкой находится внутри круга. После слов детей водящий начинает крутить скакалку, а дети подпрыгивают вверх. Тот, кого задела скакалка выходит из игры.
Чтоб был долог колосок,
чтоб овёс наш был высок.
Прыгайте как можно выше,
прыгать нужно выше крыши.

4. Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора.
1. Идут четыре брата. Показать четыре пальца, большой прижат к ладони.
Навстречу им старшой. Показать большой палец.
- Здорово, большак!
- Здорово, Васька — указка, Большой палец соединяется с указательным в колечко.
Мишка — серёдка, Большой палец соединяется со средним пальцем.
Гришка – сиротка Большой палец соединяется с безымянным пальцем.
И крошка — Тимошка. Большой палец соединяется с мизинцем.

2. Пальчик — мальчик, где ты был? Все пальцы, кроме большого, сжаты в кулак.
- С этим братцем – в лес ходил. Показать указательный палец.
- С этим братцем — щи варил. Показать средний палец.
- С этим братцем — кашу ел. Показать безымянный палец.
- С этим братцем — песни пел! Показать мизинец.

3. Стала Маша гостей звать, Хлопать в ладоши.
На блиночки созывать:
- И, Иван, приди, поочередно загибать пальцы руки, начиная с большого.
И, Степан, приди,
Да, Андрей, приди,
Да, Матвей, приди,
А, Митрошечка, ну, пожалуйста!
Гости посидели, блиночков поели. Постучать кулачками друг об друга.
Стала Маша гостей провожать,
В путь — дорогу собирать: Поочерёдно разгибать пальцы руки, начиная с большого.
- Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, погладить мизинец другими пальцами.
Моя крошечка,
Побудь со мной ещё немножечко!

Фольклор успешно используется на занятиях по грамоте, чтобы научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лёд при ударе звенит. Отсюда приём: «кто в какой избушке живёт?» дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной. Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий. Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, играх — драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет: расширять детские представления об окружающем их мире; сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа; обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной; усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением; улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.
Таким образом, фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.