Рабочая программа для старшей группы детского сада для детей с СНР


Автор публикации Конаныхина Елена Юрьевна
учитель-логопед
ГБОУ Школа 1095
г. Москва

Содержание

I Целевой раздел
II Содержательный раздел
III Организационный раздел
Литература

I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в обществе. На сегодняшний день, является актуальным вопрос о разработке современных коррекционно-образовательных технологий для детей с системным недоразвитием речи (СНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания рабочей программы интегрирующей содержание комплексной общеобразовательной и коррекционных программ.
Это обуславливает актуальность и необходимость внедрения в образовательный процесс «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной (Авторы: Л.Б. Баряева, Т.В.Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева, Л.В. Лопатина, Н.А. Ноткина, Т.С. Овчинникова, Н.Н. Яковлева).
Внедрение в образовательный процесс данной программы возможно через разработку рабочей программы учителя-логопеда.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет устранить речевые нарушения у детей. Своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции и систематизированная коррекция позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, обеспечив полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.
Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО);
  • Закон об образовании 2013 — федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы / М., 2010;
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.
  • Положение о логопедической службе ДОУ.

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. проф. Л.В. Лопатиной.
При разработке программы учитывался контингент детей ДОУ, выявленный в ходе диагностики речевого развития (преобладающее количество детей данной группы имеют системное недоразвитие речи II-III уровня речевого развития).
Цель данной рабочей программы — построение системы коррекционной и образовательной деятельности для детей с тяжелым нарушение речи (системным нарушением речи) в возрасте 5-6 лет. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с СНР.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (СНР).
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с СНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными, физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольника. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Программа рассчитана на один учебный год с воспитанниками с речевыми нарушения в старшей группе и реализуется в процессе организованного обучения и индивидуальной работы.
Основные задачи коррекционного обучения:

  • Устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематического слуха.
  • Развитие навыков звукового анализа.
  • Развитие слоговой структуры слова.
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с СНР.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие словесно-логического мышления.
  • Развитие связной речи дошкольников.
  • Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.
  • Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции речевой патологии, тесному сотрудничеству специалистов педагогического и психологического профилей, а также родителей.
При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:
- Систематичность и последовательность в организации процесса коррекции речи.
- Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса.
- Принцип планирования и проведения всех образовательных и коррекционо-воспитательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций.
- Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
- Принцип учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы.
- Принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая строится с учетом состояния здоровья (первичного дефекта и вторичных отклонений).
- Принцип психологической комфортности, предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
- Принцип развития, предполагает организацию коррекционно-логопедического воздействия с учетом ведущей деятельности ребенка-игры.
Группу посещают дети в возрасте 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (системным недоразвитие речи II и III уровня речевого развития).
У дошкольников со II уровнем речевого развития при системном нарушении речи активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения, при этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляются недостатки фонетической стороны речи (большое количество не сформированных звуков).
У дошкольников с III уровнем речевого развития при СНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования, отмечаются аграмматизмы. Характерно недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. В связной речи преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Режим работы группы — пятидневный с 7.00 до 19.00 — часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни — суббота и воскресенье.
II. Содержательный раздел
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде комплексно-тематического планирования и модели ежедневного планирования индивидуальных и подгрупповых занятий учителя-логопеда (сетки занятий).
Формы организации образовательного процесса.
График организации образовательного процесса.
1-15 сентября
Диагностика речевого развития детей. Заполнение речевых карт, документации.
15 сентября-15 мая
Подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми, промежуточная мониторинговая диагностика речевого развития детей (январь)
15 мая-31 мая
Итоговая мониторинговая диагностика речевого развития детей, заполнение документации.
1 июня-30 июня
Повторение изученных тем, закрепление приобретенных навыков, заполнение документации.
Учителем-логопедом проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия.
Примерное расписание учителя-логопеда:
Фронтальное занятие 10.10-10.35 (вторник)
Фронтальное занятие 9.35-10.00 (среда)
Индивидуальная работа с детьми 9.00-12.30 (ежедневно)
Участие логопеда в режимных моментах 12.30-13.00
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с нарушениями речи.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже вызванные и автоматизированные на индивидуальных занятиях. После уточнения, расширение и обогащение словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию речи — на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
Формы текущего контроля знаний и умений: первичная диагностика, промежуточная диагностика, диагностика в конце учебного года.
Ожидаемый результат:
1. Понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы.
2. Развитие и обогащение словаря: использование в речи различных лексических категорий (существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений).
3. Совершенствование лексико-грамматических категорий:
Дети должны уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать большинство предлогов в речи, образовывать форму множественного числа косвенных падежей существительных, согласовывать существительные с прилагательными и числительными. Дети должны овладеть навыками словообразования разных частей речи, уметь переносить эти навыки на другой лексический материал.
4. Фонетико-фонематическая система языка и навыки языкового анализа и синтеза:
Развитие просодической стороны речи: Дети должны следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияния.
Коррекция произносительной стороны речи: Дети должны правильно произносить гласные звуки и простые согласные в словах и предложениях с ними, в потешках и игре, при контроле со стороны взрослого произносить вызванные звуки и отдельные слова и словосочетания.
Работа над слоговой структурой слова: Дети должны употреблять в речи слова разной слоговой структуры.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза: Дети должны различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, выделять звуки из состава слова, подбирать слова на заданный звук.
5. Развитие связной речи и речевого общения.
Дети должны участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Составлять предложения по образцу. Повторять образец рассказа за педагогом по описанию картины, предмета. Выразительно рассказывать стихотворения.
Коррекционную работу рассчитанную на 33 недели, условно можно разделить на 3 периода.
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Содержание коррекционного обучения включает в себя:

  • Развитие понимания устной речи, умение вслушиваться в обращенную речь.
  • Подготовку к овладению диалогической формой общения.
  • Практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-).
  • Усвоение притяжательных местоимений «мой-моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах.
  • Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке.
  • Усвоением навыка составления короткого рассказа.

На индивидуальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

  • Закрепление правильного произнесения звуков.
  • Постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков.
  • Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
  • Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость.
  • Восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

Второй период обучения — декабрь, январь, февраль.
Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 1 раз в неделю, по формированию звукопроизношения 2-3 раза в неделю, по развитию связной речи — 1 раз в неделю.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:

  • Уточнение представлений детей об основных цветах и оттенках, овладение соответствующими обозначениями.
  • Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («кленовый»), различным материалам («каменный»).
  • Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению по вопросам: «какой-какая-какое?», усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
  • Упражнения в составлении сначала двух, затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи»-»лежит»-»лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа в форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идёт» — «иду» — «идешь» — «идем».
  • Употребление предлогов: «на, под, в, из», означающих пространственное расположение предметов, в сочетании с соответствующими падежными формами существительных.
  • Закрепление навыка построения предложений, распространении предложений путем введения однородных членов.
  • Составление коротких рассказов по картине, по серии картинок, рассказов-описаний, пересказов.

На индивидуальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

  • Закрепление правильного произношения звуков.
  • Постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков.
  • Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
  • Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость.
  • Восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

Третий период — апрель, май, июнь
Содержание подгрупповых занятий:

  • Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным по средствам приставок, передающих различные оттенки действий («выехал», «въехал»).
  • Закрепление навыков образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян)
  • Образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («лисий»).
  • Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов (еньк, оньк).
  • Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами («добрый-злой»).
  • Уточнение значения обобщающих слов.
  • Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Расширение значения предлогов: «к» употребление с Д.п., «от» с Р.п., «с-со» с В.п и Т.п.
  • Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах.
  • Составление разных типов предложений.
  • Преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, изменением вида глагола.
  • Умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи.
  • Умение выделять предлог как отдельное служебное слово.
  • Закрепление навыков составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменении начала, конца и т.п.)

На индивидуальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

  • Усвоение звуков в твердом и мягком звучании в прямом и обратном слогах, словах, фразах, текстах (индивидуально).
  • Дифференциация звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л’), по месту образования (с-ш), по способу образования (ц-с).
  • Овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слога (ас-са), односложных слов типа «сок».

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Основой календарно-тематического планирования коррекционной работы является тематический подход в сочетании с реализацией принципа онтогенеза. Такой подход позволяет обеспечить многократное повторение изучаемого материала, с одной стороны и парциальное включение его в работу — с другой. Это дает возможность успешно накапливать речевые средства и активно использовать их в коммуникативных целях, что соответствует решению как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Тематическое планирование работы.
Перспективное планирование работы по периодам.

Мес

Лекси-ческая тема

Формирование фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Сент

Детский сад. Игрушки.

Развитие слухового воспритятия и внимания на неречевых звуках.

Обогащение активного словаря существительными, относительными прилагательными, глаголами, личными и притяжательными местоимениями, простыми предлогами. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями: мой, моя, мое, твой, твоя, твое.

Составление описательных рассказов о любимой игрушке. Разучивание стихов.

 

Осень. Лиственные деревья.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Формирование слоговой структуры сложных слов.

Расширение активного глагольного словаря. Формирование умения образовывать относительные прилагательные. Образование множественного числа существительных. Отработка падежных окончаний. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Знакомство со сложными словами (листопад)

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с опорой на вопросы логопеда.

Окт

Овощи. Огород.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия.

Расширение объема правильно произносимых существительных и глаголов по теме. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Подбор признаков к предмету. Образование относительных прилагательных.

Составление рассказа «Как мама варит суп»

 

Фрукты. Сад.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия.

Расширение объема правильно произносимых существительных, глаголов, прилагательных по теме. Обогащение активной речи относительными прилагательными. Образование относительных прилагательных и согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Пересказ рассказа «Старик сажал яблоню» Л. Толстого

 

Овощи-фрукты.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия.

Образование обобщенных прилагательных (овощной, фруктовый и т.п). Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: на-, с-, в-, из-.

Разучивание стихотворения.

 

Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, их частей. Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий. Обогащение активного словаря относительными прилагательными. Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями (мой, твой, наш, ваш, его, ее) указательными наречиями (тут, здесь, там). Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных.

Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему.

Ноя

Домашние птицы.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление в употреблении в речи простых предлогов: на-, с-, в-, образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных и прилагательных.

Отгадывание и разучивание загадок.

 

Городские птицы.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление в употреблении в речи простых предлогов: на-, с-, в-, образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных и прилагательных.

Отгадывание и разучивание загадок.

 

Поздняя осень.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Образование множественного числа существительных. Отработка падежных окончаний. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Составление рассказа по предметной картинке.

 

Семья. День матери.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Учить подбирать противоположные по значению слова, закреплять знания о родственных связях, развивать понимание логико-грамматических конструкций. Образовывать притяжательные прилагательные.

Составление рассказа о своей семье.

Дек

Зима. Птицы и звери зимой.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Расширение объема правильно произносимых существительных-названий предметов, объектов, их частей. Дальнейшее развитие глагольного словаря и словаря прилагательных. Расширение значения простых предлогов (в, на, у, под, на, за, с, со) и активизация их в речи.

Составление рассказа по картине «Зима» с проблемным сюжетом.

 

Зима. Зимняя одежда, обувь, головные уборы.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Обогащение словарного запаса. Образование относительных прилагательных, формирование умения согласовывать числительные: два, две с существительными и прилагательными.

Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему.

 

Хвойные деревья.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Расширение словарного запаса. Образование относительных прилагательных. Образование форм единственного и множественного числа существительных.

Составление рассказа по опорным словам.

 

Новый год.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Обогащение словарного запаса, образование притяжательных прилагательных. Закрепление правильного употребления форм существительных в Р.п. множественного числа. Совершенствования навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (белый снег, белая снежинка, две снежинки).

Составление рассказа «Новогодняя елка» по сюжетной картине с проблемным сюжетом.

Янв

Домашние животные и их детеныши.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Формирование внимания к слову, умение выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова. Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дальнейшее расширение глагольного словаря.

Пересказ содержания мультфильма «Котенок по имени Гав»

 

Дикие животные и их детеныши.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Обогащение активного словаря притяжательными прилагательными и прилагательными с ласкательными суффиксами. Совершенствование навыка образования и использования в речи притяжательных прилагательных. Расширение словарного запаса по теме, закрепить навык образования названий детенышей животных, закрепить навык употребления форм существительных в В.п. и П.п. с предлогами (жилища)

Пересказ русской народной сказки «Лиса и волк» с элементами драматизации.

 

Животные дикие и домашние.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Расширить словарный запас по теме, закрепить навык образования названий детенышей животных.

Формирование навыка построения предложений по сюжетной картине.

Фев

Посуда: виды и назначения.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Обогащение активного словаря существительными, относительными прилагательными, глаголами, указательными частицами, простыми предлогами.
Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий (посуда, чайная посуда, кухонная посуда). Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Составление рассказа-описания о предмете по образцу.

 

Продукты. Здоровое питание.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Обогащение словарного запаса по теме.

Разучивание стихотворения

 

Жилище человека. Мебель

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Обогащать словарный запас по теме. Образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Употреблять союз А в сложных предложениях.

Составлять сравнительно-описательный рассказ из предложений с союзом А.

 

День защитника Отечества.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей. Обучение образованию прилагательных от существительных, закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными.

Разучивание стихотворений.

Мар

Ранняя весна.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Расширение объема правильно произносимых существительных — названий природных явлений (весна, оттепель, солнце, облако). Упражнять в образовании и практическом использовании в речи относительных прилагательных, учить классифицировать времена года, отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа.

Составление рассказа по серии картинок «Весна пришла».

 

Мамин праздник. Профессии наших мам.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода, упражнять в подборе родственных слов.

Разучивание стихотворений.

 

Наш город. Наш район.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними. Образование относительных прилагаптельных.

Разучивание песни про Москву.

 

Транспорт в городе.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Обучать образованию приставочных глагола движения, закреплять умение употреблять существительные в форме косвенного падежа. Обучать и закреплять употребление предлогов (над, под, за, из-за, из-под). Образовывать названия профессий людей, работающих на транспорте.

Разучивание считалки или скороговорки.

Апр

Перелетные птицы.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Обогащение словаря по теме. Образование притяжательных прилагательных. Согласование существительных, прилагательных и числительных.

Разучивание стихотворений.

 

Комнатные растения.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Обогащать глагольный словарь. Учить употреблять глаголы в прошедшем времени, согласовывать их с существительными в роде. Закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова. Совершенствования навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними.

Составление рассказа по действиям ребенка.

 

Весна. Изменения в природе.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Упражнять в образовании и практическом использовании в речи относительных прилагательных, учить классифицировать времена года, отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа.

Работа с незаконченными предложениями.

 

Насекомые.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Учить преобразовывать глаголы единственного числа во множественное число. Развивать умение употреблять существительные в форме Р.п. множественного числа.

Разучивание отрывка из сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Май

День Победы.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Обогащение словарного запаса и повышение уровня общей осведомленности. Согласование порядковых числительных с существительными.

Разучивание стихотворений.

 

Растения луга и сада: кустарники, цветы, травы.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Обогащение словарного запаса. Знакомство детей со словами с переносным значением. Образование относительных прилагательных.

Составление рассказа по опорным словам.

 

Лето. Годичный цикл.

Коррекция звукопроизношения, развитие слухового внимания и восприятия. Слоговая структура слов.

Активизация освоенных ранее других частей речи. Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени, развивать словарь синонимов.

Составление рассказа «На море» по сюжетной картинке.

 

III. Организационный раздел
В старшей группе для детей с системными нарушениями речи с октября по май (включительно) проводится в неделю 2 подгрупповых занятия по развитию речи продолжительностью 25 минут и по 2-3 индивидуальных занятия для каждого ребенка, что не превышает нагрузку ребенка по СанПин.
Примерный режим дня в группе для детей 5-6 лет.
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика 7.00-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак, свободная деятельность 8.30-8.50
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности 8.50-9.00
Непосредственно образовательная деятельность (включая перерывы) 9.00-10.35
Второй завтрак 10.00-10.10
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.35-12.15
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед 12.15-13.00
Подготовка ко сну, дневной сон 13.00-15.00
Подъём, воздушные и водные процедуры 15.00-15.15
Подготовка к полднику, полдник 15.15-15.35
Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к непосредственно образовательной деятельности 15.35-16.00
Непосредственно образовательная деятельность 16.00-16.25
Дополнительные занятия, коррекционная работа (воспитателя) 16.25-17.00
Подготовка к прогулке, прогулка и возвращение с прогулки 17.00-18.10
Подготовка к ужину, ужин 18.10-18.30
Игры и уход детей домой до 19.00
Примерное расписание работы учителя-логопеда
Фронтальное занятие (вторник) 10.10-10.35
Фронтальное занятие (среда) 9.35-10.00
Индивидуальная работа с детьми 9.00-12.30
Участие логопеда в режимных моментах 12.30-13.00
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки.

Возраст

Продолжительность коррекционно-развивающего занятия

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня

5-6 лет

25 минут фронтальное, подгрупповое занятие
15-20 минут индивидуальное занятие

45 минут

В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физминутка. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями составляют не менее 10 минут
Необходимым условием реализации рабочей программы является наличие основной документации:
1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
2. Журнал обследования речи детей.
3. Речевая карта на каждого ребенка.
4. Годовой план работы учителя-логопеда.
5. Рабочая программа учителя-логопеда.
6. Тетради взаимосвязи для рекомендаций родителям по организации занятий с детьми в домашних условиях.
7. Регламент логопедической НОД, заверенный заведующим дошкольным образовательным учреждением.
8. Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.
9. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год.
10. Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы).

Литература

  • Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО/Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро,2014.-с.80
  • Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ.- М.:ТЦ Сфера, 2008.
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. -СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  • Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.-М., 1990.
  • Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: докумментация, планирование и организация работы. -М:Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  • Программы. Коррекция нарушений речи, под ред.Филичевой Т.Б., 2008
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред.проф. Л.В. Лопатиной.-СПб, 2014.