Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему: Буква З


Автор публикации Яковлева Н.Н.
учитель-логопед
МБДОУ №181
г. Ростов-на-Дону, Ростовской обл.

ПРИЛОЖЕНИЕ: презентация к конспекту в формате *.pptx

Цель: Знакомство с буквой З.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Учить детей соотносить звуки З и З’ с буквой З.
Закреплять навыки чтения слогов и слов.
Продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать фонематический слух и восприятие.
Развивать просодическую сторону речи.
Развивать внимание, зрительное восприятие, общую моторику, координацию движений пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля в работе.

Оборудование: Кукла Незнайка, фишки для проведения звукового анализа слов, палочки для конструирования, листы-раскраски с изображением звезд, простые карандаши, ноутбук, интерактивная доска, презентация Power Point.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

/СЛАЙД № 2/

- К нам на занятие пришел гость. Вы узнали его? Кто это? /Незнайка/
- Он готовится, как и вы, пойти в первый класс. Незнайка учит звуки и буквы, но ему это очень сложно дается. Ребята, давайте расскажем Незнайке, что такое звуки и буквы. Вспомним стихотворение про них. /Дети произносят стихотворение/
Звуки мы произносим и слышим,
А буквы читаем и пишем.

2. Сообщение темы занятия:
- Предлагаю поиграть вместе с Незнайкой в игру «Найди общий звук в словах». /Появляется Незнайка (кукла)/
- Если вы правильно определите общий звук для каждой группы слов, то узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии.

/СЛАЙД № 3/

ЗАЯЦ, ЯЗЫК, ЗАМОК, ТАЗЫ /Общий звук для этих слов – звук З/

/СЛАЙД № 4/

ЗЕМЛЯНИКА, ГВОЗДЬ, ГРУЗДЬ, ЗЕМЛЯ / Общий звук – звук Зь/

- Молодцы, правильно узнали эти звуки! Вы сегодня познакомитесь с буквой, которая обозначает звуки З и Зь.

3. Сопоставление звуков и буквы:

/СЛАЙД № 5/

- Охарактеризуйте звук З. /Звук З- согласный, твердый, звонкий/
- Охарактеризуйте звук Зь. /Звук Зь- согласный, мягкий, звонкий/
- Звук З и Зь обозначаются буквой З.
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
- Из каких элементов состоит эта буква? /Из двух полукругов/

/СЛАЙД № 6/

- Посмотрите, как художники изображают эту букву.
- Послушайте еще одно стихотворение про букву З, и произнесите его сначала шепотом, а затем громко.
Заяц затейливо уши сложил,
Букву красивую изобразил.
- Сконструируйте букву З. Подумайте, как можно выложить букву З, используя палочки. /Дети конструируют букву З из палочек/
- Хорошо! У всех получилась красивая буква З.

4. Чтение слогов и слов:
- Ребята, давайте покажем Незнайке, как вы умеете читать

/СЛАЙД № 7/

/Дети читают слоги по цепочке (сначала горизонтально, затем вертикально)/

/СЛАЙД № 8/

Игра «Жучок-буквоед».
- Жучок съел в словах все буквы З. Ваша задача прочитать слова, вставив вместо точки букву З и произнести слово полностью. Если вы прочитали слово правильно, то появится картинка, соответствующая этому слову. /Каждый ребенок читает слово шепотом — логопед спрашивает одного из детей/
- Незнайке понравилось, как вы читали слоги и слова!

5. Физминутка:

/СЛАЙД № 9/

/На экране появляется картинка с изображением Зимы/
- Какое время года изображено на картинке? /Зима/
- Назовите все зимние месяцы по порядку /Декабрь, январь, февраль/
- Чтобы отдохнуть, приглашаю всех на разминку.
/Логопед произносит стихотворение – дети выполняют движения/

Вечер зимний в небе синем - /взмахи руками вверх/
Звезды синие зажег. — /разводят руками, опускают руки вниз/
Ветви сыплют синий иней — /стряхивающие движения кистями рук/
На заснеженный лужок. — /приседают, руки на колени/

- Все немного отдохнули. Продолжим нашу работу!

6.Проведение звукового анализа слов:

/СЛАЙД № 10/

- Предлагаю провести звуковой анализ двух слов: ЗИМА и ЗУБЫ при помощи цветных фишек. /Дети проводят звуковой анализ слов самостоятельно, затем проверяют правильность выполнения, сверяя с последовательно  появляющимися на экране фишками-заменителями звуков/
- Внимательно посмотрите на схемы данных слов. Чем они похожи? Чем отличаются? /Дети сравнивают схемы слов. /
- При помощи палочек самостоятельно сконструируйте слова ЗИМА, ЗУБЫ.
/Дети выкладывают слова, затем проверяют правильность выполнения задания/

7. Составление предложений:

/СЛАЙД № 11/

- Посмотрите внимательно на экран. Придумайте имя для девочки, начинающееся на звук З или Зь. Составьте предложение по картинке. Это предложение должно соответствовать данной схеме.
|___      ____        ____     ____ .

/Зоя запускает воздушного змея./
- Сколько слов в данном предложении? / В данном предложении 4 слова/
- Составьте предложение по другой картинке. Обратите внимание на схему предложения!

|___      ____     НА     ____ .

/Обезьяна запрыгивает НА дерево./

/Логопед выслушивает другие варианты предложений./
- Вы отлично справились! Молодцы!

8. Развитие координации движений пальцев рук:

/СЛАЙД № 12/

- Перед вами лежат листы, на которых изображены звезды. При помощи простых карандашей аккуратно обведите звезды и заштрихуйте их в том направлении, в котором указывает стрелка.
/Дети обводят и штрихуют звезды на листе бумаги/
- И с этим заданием вы замечательно справились! Покажите ваши работы Незнайке.

12. Итог занятия:
- Наше занятие подошло к концу. Как вы думаете, вы смогли помочь Незнайке разобраться, что такое звуки и буквы? Какие задания вы с легкостью выполняли? Какие трудности вы испытали на занятии? /Ответы детей/
- Пришло время прощаться с Незнайкой! До скорых встреч!
/Оценивается работа детей в целом и индивидуально/