Логоритмическое развлечение для детей старшего возраста «По дороге в Звуковград поучиться каждый рад»


Автор публикации Алексеенко Ирина Александровна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 50
г.Шахты, Ростовской обл.

Цель:
- Создание эмоционально-положительного настроя детей на активную двигательную, музыкально-ритмическую и речевую деятельность.

Задачи:
- Создать условия для активизации речевой деятельности.
- Корригировать звукопроизношение, речевое дыхание, артикуляционную моторику и мелкую моторику кистей рук.
- Развивать модуляцию голоса, просодику речи.
- Актуализировать словарь детей по лексической теме «Транспорт».
- Уточнить понятие звук-буква, закрепить изученные буквы.
- Развивать физические способности детей, умение согласовывать слова с движениями, музыкальный слух.
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
- Воспитывать умение работать в команде.

Оборудование:
Картонные цветы с бабочкой на нитке (по количеству детей), картина сказочной поляны на большом экране, аудиозаписи музыки, шумов, большой макет картонного города с высотными красным и сине-зелёным замками, ворота в город, ключ и замок, листы для написания букв, маркеры.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед:
- Вот и наступили тёплые дни. Люди всё чаще выезжают на природу: в леса, поля, парки. Хотите и мы попутешествуем? Тогда, закройте глаза и на счёт 1, 2, 3 вокруг себя обернитесь и на весенней волшебной полянке окажитесь.

Основная часть

Логопед:
- Оглянитесь вокруг! На нашей полянке цветут красивые цветы, на них садятся пёстрые бабочки. Бабочек так и хочется взять за крылышки. Но мы не будем этого делать, а лишь подуем на бабочку и посмотрим, как она полетит. Возьмите цветочек на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос и подуйте бабочке под крылышко. (Дыхательное упр. ”Сдуй бабочку с цветочка”) Бабочка взлетела, покружилась, опять села на цветочек.(Повтор упражнения 3-4 раза)

На экране появляется картина волшебной весенней полянки.
Логопед:
- Посмотрите внимательнее, кого ещё вы видите на нашей полянке? (Лошадей) Давайте покажем, как скачут лошади, как стучат их копыта. (Упр.  “Лошадки”)

Логопед:
- Кого ещё вы видите на полянке? (Котёнка)
- Он, наверное, потерялся, голодный, ищет маму, жалобно мяукает. Как ему помочь? (Надо покормить котёнка.) Дадим ему молока, и покажем, как он лакает. (Упр. “Котёнок лакает молоко”)

Логопед:
- А теперь покажем, как котёнок облизывается. (Упр. “Котёнок облизывается”)

Логопед:
- А что это за пёстрая птица сидит на дереве? (Дятел)
- Верно. А чем он занят? (Он стучит по стволу своим мощным клювом и добывает насекомых-вредителей.) Постучим язычком как дятел (Упр. “Дятел”)
Логопед:
- А что ещё есть на нашей волшебной полянке? (Горка и качели). Давайте мы язычком покажем эту горку и то, как мы скатываемся с неё. (Упр. “Горка”)
Логопед:
- А теперь на качели! Посмотрите, как раскачиваются наши качели вверх-вниз, вверх-вниз. Покажем эти движения язычком. (Упр. “Качели”)
Логопед:
- Присмотритесь, а кого ещё вы видите на полянке? (Пчёл). А для чего они садятся на цветы? (Добывают нектар) А что получается потом из нектара? (Мёд) Мёд очень ценный продукт. Представьте, что мы поели вкусного мёда и остатки слизните с верхней губы. Вот так (Упр. “Вкусный медок”)
Логопед:
- Посмотрите-ка, на дереве часы с кукушкой. Часики тикают, а маятник раскачивается вправо-влево. Давайте покажем, как тикают часы (Упр. “Часики”)
У логопеда звонит телефон. Поднимаю трубку.
Голос в телефоне:
«Это мы, звуки! Скорее спасите, помогите, от колдуна нас защитите!»
Логопед:
- Кажется, я знаю, в чём тут дело. В сказочный город звуков Звуковград пробрался злой Колдун-Бормотун. Это он там безобразничает. Колдун-Бормотун ужасно не любит, всякие звуки, музыку, песни, смех. Да он и сам-то половину звуков не выговаривает, только бормочет себе под нос всякие колдовские заклятия.
Появляется Колдун-Бормотун:
Колдун-Бормотун:
- Ну и фто, фто не выговаливаю. Не осень-то и надо! От усех этих фвуков никакой пойзы, тойко фум один. И вот я как дунуй, как пьюнуй и выгнай усе пьятивные фвуки из Звуковгьяда. Иси-свиси их тепей по бею фвету! Ха-ха-ха! (прячется)
Логопед:
- Ребята, что будем делать? (Надо скорее спасать звуки и возвращать их домой в Звуковград.) Вы готовы отправиться на поиски звуков? (ДА!). Но помните, что все звуки, которые мы будем встречать в пути нужно правильно произносить и обозначать буквами. Тогда Колдун-Бормотун уже не сможет их заколдовать.
Логопед:
- А ещё нам поможет в нашем путешествии отыскать и спасти звуки мой волшебный Цветик-Семиветик. Отрываю лепесток. Запомните волшебные слова:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Помоги спасти нам звук!
Дети выполняют движения со словами.
Затем звучит запись перестука колёс поезда.

Логопед:
– Ребята! Где мы оказались? (Мы на железнодорожном вокзале)
- Посмотрите! Кругом поезда! Какие? (Пассажирские и грузовые)
- Кто управляет поездом? (Машинист)
- Где люди ожидают поезда? (На перроне)
- Кто мы сейчас с вами? (Пассажиры)
- Итак—едем!
Дети выполняют движения со словами.
По железной, по дороге
Поезд нас вперёд везёт.
Слышно как стучат колёса,
Машинист состав ведёт.
“Т-Т, Ч-Ч, Т-Т, Ч-Ч”…
Логопед:
- А вот и наша станция — ”Щ-Щ-Щ”.
- Какие звуки мы слышали из-под колес? Давайте мы их ещё раз повторим. ( Т, Ч и Щ).
- Эти звуки надо быстрее обозначить буквами, пока Колдун-Бормотун не спохватился. Давайте их напишем.
Пишут.
– Несите эти буквы ко мне в корзинку.
Дети несут в корзинку написанные буквы.
– Итак, три звука вы уже спасли. Молодцы.
Логопед:
- Надо двигаться дальше. Я отрываю ещё один лепесток у Цветика-Семицветика. Скажем волшебные слова!
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Помоги спасти нам звук!
Дети выполняют движения со словами.
Звучат шумы взлетающих самолётов.

Логопед:
- Где мы с вами оказались? (На аэродроме) Как ещё называется это место? (Аэровокзал, аэропорт)
– А кто управляет самолётом? (Летчик или пилот).
- А кто помогает лётчикам и пассажирам в полёте? (Стюардесса)
– Верно, пока мы ждём посадки можно немного размяться.
- Давайте поиграем в реактивный самолёт.
Показ-имитация по тексту:
Реактивный самолёт отправляется в полёт,
Я пилот и ты пилот поднимаем самолёт.
Сверху нам видна земля, реки, горы и моря.
Будем хорошо учиться, чтоб и в космосе сгодиться!

Логопед:
- Объявлена посадка. Пристегните ремни. И вот мы уже в небе. (Звучит музыка)
- Вверху облака, внизу облака. Слышен только гул самолёта: У-У-У (Высоко).
Дети подхватывают:
- У-У-У-У-У-У.
- И вдруг наш самолёт попадает в воздушную яму. Это происходит из-за потоков встречного воздуха, когда самолёт резко снижает высоту. Чтобы преодолеть воздушную яму, моторы работают с удвоенной силой У-У-У-У (Низко)
- И вот, наконец, снова всё в порядке. Самолёт идёт на посадку
- Приземляемся.
- Какие звуки мы слышали в пути? (только У) Скорее обозначим его буквой, пока Колдун-Бормотун не спохватился. Пишем.
Пишут.
- Несите букву У в мою корзинку. Молодцы!
Дети несут в корзинку написанную букву.
Логопед:
- Ребята! Нам нужно двигаться дальше. Скажем волшебные сова:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Помоги спасти нам звук!
Дети выполняют движения со словами.
Слышен шум прибоя и кораблей.
Логопед:
- Где мы оказались? (В порту)
- Как ещё называется это место? (Причал, пристань)
- Смотрите! Везде стоят, качаются на волнах большие корабли, пассажирские лайнеры и маленькие судёнышки.
- А кто главный на корабле? (Капитан)
- Вот капитан выходит на палубу и даёт прощальный сигнал к отплытию.
- Мальчики: Ы-Ы-Ы-Ы (низко) (Показ-имитация).
- Чайки грустно кричат над волнами.
- Девочки А-А-А-А-А (грустно) (Показ-имитация).
- И вот мы уже в море.
Дети хором:
Ветер по морю гуляет
Наш кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(показ-имитация по тексту)
Вдруг на море начался шторм. Поднялся сильный ветер. Корабль качает из стороны в сторону. Волны бьются о борт корабля. Ветер рвёт паруса. Но вскоре всё затихло. На море снова штиль.
Логопед:
- Впереди берег.
- И вот уже радостно звучит сигнал капитана: Ы-Ы-Ы-Ы.
- Мальчики: Ы-Ы-Ы-Ы (радостно, высоко).
- И чайки радостно кричат над волнами: А-А-А-А.
- Девочки: А-А-А-А (Высоко).
- Спускаемся по трапу на причал и вспоминаем. Какие звуки мы слышали в море? (А ; У)
- Кто напишет буквы и принесёт их в корзинку?
Дети пишут и несут в корзинку буквы.
Логопед:
- И вновь нам поможет Цветик-Семицветик. Отрываем листок со словами:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Помоги спасти нам звук!
Дети выполняют движения со словами.
Звучит рёв машин.
Логопед:
- Где мы сейчас оказались? (На автостоянке)
- Кто управляет машиной? (Водитель, шофёр)
- И вот вы сейчас шофёры, у каждого своя машина:
Наливаем в бак бензин
И мотор заводим: Д-Р-Р-Р
Фырчит машина быстрая,
Летит скользя.
Хорошие шофёры мы
Сдержать нельзя:
Ж-Ж-Ж-Ж.
Показ-имитация по тексту, сидя на полу.
Логопед:
- Надо спешить. Переключаем рычаг скорости, жмем на газ. Едем Ж-Ж-Ж. Подъезжаем к Звуковграду. Натягиваем ручной тормоз: Ф-Ф-Ф-Ф.
- Выходим из машин.
- Вспомните, какие звуки мы слышали в пути? («Д-Р-Р-Р»)
- Это один звук? (нет, два – «Д» и «Р»)
- А какой звук слышали позже? («Ж-Ж-Ж-Ж», «Ф-Ф-Ф-Ф»)
- Нам надо успеть написать 4 буквы.
- Пишите.
Дети пишут буквы и несут их в корзинку.
Колдун-Бормотун:
- Пока вы буите пифать буквы. Я эти фвуки заковдую.
Логопед:
- Нет, Колдун-Бормотун, не успеешь, эти буквы уже в корзинке.
Колдун-Бормотун:
- Тьфу-ты, ну-ты! Ну и фто?! Вселявно вы ф Звуковгьят не попатёти!
Остаётся стоять, ухмыляется, машет головой, потирает руки.
Логопед:
- Сейчас увидим!
- Ребята, смотрите вот город Звуковград.
Дети подходят к макету города.
Ворота на замке. Нужно открыть ворота. Ключ торчит в замке… Подозрительно… Пробую открыть.
- Но что-то ничего не получается. Может нужно размять пальчики?
(Упр. пальчиковой гимнастики)
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем:
Разгибайтесь, зазгибайтесь,
Вместе в горстку собирайтесь
Разбежитесь, распрямитесь,
А потом опять сожмитесь.
Кулачок на кулачок
И ладошки на бочок
А теперь легли ладошки,
Отдохнут они немножко
На бочок, и прыг на пол
И конец игре пришел.

Логопед:
- Снова пробуем открыть замок. Не получается, никак. Наверное, замок на воротах заколдован. Что же делать?
Колдун-Бормотун:
- Дамой идитя.
Логопед:
- Ребята! Что будем делать? ( Давайте пошумим и покричим!)
- Точно! Ведь Колдун-Бормотун не выносит шума, песен… Давайте сейчас споем веселую, звонкую песню и станцуем. Так мы прогоним Колдуна-Бормотуна, а значит ворота в замок расколдуются.
Колдун-Бормотун (настороженно):
- Та вы нябось и песен не знаите, и танфевать не мозите!
Логопед:
- А вот сейчас увидишь! Ребята, поем нашу любимую песню… (Зелёные ботики.)
Исполнение детьми песни с движениями.
Колдун-Бормотун(закрывая уши руками):
- Усё, усё, фатит, ухофу. А то я огьёхну от этава фума. (Уходит.)

Итог занятия
Логопед:
- Ребята, вместе с колдуном ушло и всё его колдовство. Ворота в Звуковград открыты.
- Берём из корзины по одной букве, называем её, произнося нужный звук, и отправляем в свой домик. Гласные….. (в красный). Согласные…..(в сине-зеленый).
- Ну вот, видите, Колдуна-Бормотуна мы сегодня прогнали, звуки спасли, вернули буквы в свои дома. Мы хорошо поработали! А остальные звуки мы обязательно спасём на следующих занятиях.
Наше сегодняшнее путешествие закончено. Закройте глаза, улыбнитесь, и на счёт 1, 2, 3 в детском саду окажитесь. (Уходим под бодрую музыку).