Элементы ТРИЗ в логопедической работе. Обобщенная модель логопедического занятия


Автор публикации Прохорова Светлана Павловна
учитель-логопед
ЦРР-детский сад «Родничок»
г. Беломорск, Республика Карелия

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.
Основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:
- фронтальных (подгрупповых) занятий;
- индивидуальных занятий;
- занятий подвижными микрогруппами.

Организация и структура занятий зависят от  логопедического  диагноза, целей и формы проведения. К логопедическим занятиям предъявляется много требований, логопедам известно, как много надо успеть за короткое время занятия. Занятие должно быть динамичным, интересным.
Обязательно включать игровые фрагменты и сюрпризные моменты. На логопедическом занятии должна быть частая смена различных видов деятельности. Конечно же, все это возможно при продуманном планировании занятия. Я часто использую на занятиях универсальную шпаргалку – обобщенную модель плана логопедического занятия. Эту идею я подсмотрела у учителя-логопеда Инны Крохиной, на сайте интернет-журнала «Лицей».
Инна Крохина разработала модель индивидуального занятия. Я попыталась использовать идею модели не только для индивидуальных, но и фронтальных и подгрупповых занятий.  Обобщенная модель представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в путешествие по улицам, обозначенным на карте-шпаргалке. Каждая улица города имеет свое название в зависимости от задач, которые необходимо решить на том или ином этапе занятия.

На улице Ловкого язычка есть много разных домиков: домик Змейки (для постановки звуков ш и ж, домик самолетика для звука р. В каждом из домиков свои правила (эти правила повторяют артикуляционный уклад группы звуков, над которой работает ребенок).
Нотки показывают, что идти дальше разрешит музыкальная открытка: она играет только после правильно выполненного ребенком упражнения (очень похоже на биологическую обратную связь).
Если ребенок устал, всегда можно провести динамическую паузу (схема «ножки»).
Попадая на улицу Умной головы, мы выполняем упражнения и творческие задания на развитие логического и системного мышления, памяти, воображения, лексико-грамматического строя, на развитие связной речи.
На улице Хорошослышащих ушек развиваем фонематический слух, восприятие, представление, работаем над слоговой структурой слова. Пальчиковую гимнастику проведем на улице Ловких ручек при первых признаках усталости у ребенка.
Наполняемость занятия зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Карту можно разрезать и располагать карточки линейно. На индивидуальное занятие можно вносить  карту без проложенного маршрута, заготовка вставляется в файл и ребенок фломастером сам прокладывает путь. Это помогает ему осознанно работать на занятии. В конце занятия подводится итог, на каких улицах города побывали, что там делали. На фронтальном занятии в начале обучения карта чаще всего с обозначенным маршрутом, но потом дети сами выкладывают нужный маршрут по плану занятия. На фронтальных занятиях по формированию фонетической стороны речи, мы посещаем не только улицы Умной головы, Хорошослышащих ушек, Ловкого язычка, но и попадаем на улицу Строгих схем, Важных букв, Веселых картинок и т.д. С одной улицы на другую можно весело добежать с мячом (использую различные игровые упражнения с мячом), с веселыми нотками (тут тоже можно пофантазировать и использовать различные задания, например, логораспевки).
Пример карты фронтального занятия по обучению грамоте:

Улица Умной головы – можно использовать на занятии не один раз, на данной карте – это оргмомент, на котором я даю различные задания на ориентировку, на логику, на внимание и память по теме занятия.
Улица Ловкого язычка – рассматриваем артикуляционный уклад изучаемого звука, даем характеристику, селим в «Замок звуков».
Улица Хорошослышыщих ушек – выполняем задание по развитию фонематического слуха, восприятия звука.
По дороге с мячом выполняем задания на преобразования слогов, слов.
Улица Веселых картинок – играем с картинками по теме занятия, выполняем подбор картинок по заданному звуку, по определению позиции звука и т.д.
Улица Быстрых ножек поможет детям отдохнуть (динамическая пауза).
Из центра города мы можем отправиться снова на улицу Умной головы и выполнить какие-нибудь задания на логику, память и внимание, ответить на вопросы, составить предложения и т.п.
А можем отправиться на улицу Букв и познакомиться с новой буквой, написать её в тетради, выложить из палочек, ниток, проволоки, найти в магнитной азбуке.
Улица Важных схем поможет выполнить задания на выкладывание схем слов.
Улица Ловких пальчиков - выполняем задания на развитие мелкой моторики.
Улица со строительством – выполняем задания на слоговую структуру, на данном занятии собирали слова из кубиков лего с напечатанными слогами.
В конце занятия вернулись на улицу Умной головы и подвели итог занятия.
Для меня карта – шпаргалка показалась интересной тем, что всегда можно добавить нужные улицы, придумать им подходящие названия (иногда мы делаем это с детьми), заинтересовать детей, учить малышей планировать свою деятельность на занятии, дает большой простор для вашей фантазии и позволяет ничего не забыть. Кроме того, карта помогает на занятии идти от простого к сложному, создавать проблемные ситуации на каждой улице и, конечно же, учиться, играя!
Мне очень помогает эта модель-карта в проведении занятий с детьми с нарушениями речи. Думаю, она актуальна и для детей без отклонений в развитии.