Нарушение письменной речи у младших школьников. Профилактика дисграфии


Автор публикации Евич Алиса Андреевна
учитель-логопед
МБОУ школа №13
г.Саров, Нижегородская обл.

В современном мире все чаще встречаются дети с нарушением не только устной, но и письменной речи. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наи­более частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учеб­ной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма.
Термин «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Вот несколько определений. Р. И.Лалаева (1997) дает следующее определение: дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
И. Н. Садовникова (1995) определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок.
А. Н. Корнев (1997, 2003) называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.
А. Л. Сиротюк (2003) определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Специалисты выделяют акустическую, оптическую и моторную дисграфию.
При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза.
Характерные ошибки для акустической дисграфии:

  • Ребенок заменяет и смешивает буквы;
  • Пропускает буквы, слоги;
  • Не дописывает буквы, слоги;
  • Наращивает слова лишними буквами;
  • Переставляет буквы, слоги.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений.
Характерные ошибки для оптической дисграфии:

  • Ребенок не дописывает элементы букв;
  • Добавляет лишние элементы;
  • Неправильно располагает элементы букв в пространстве по отношению друг к другу;
  • Пишет зеркальное изображение букв.

Моторная дисграфия. Для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.
Характерные ошибки для моторной дисграфии:

  • У ребенка наблюдается сильный нажим, неровные буквы, много дополнительных штрихов, съезжание со строки;
  • Стереотипное добавление одной и той же буквы, элемента буквы, слога, слова.

Профилактика нарушения письменной речи должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Но полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Родителей следует с первой встречи психологически го­товить к сотрудничеству. Необходимо убедить их в абсолютной необходимости этого и на протяжении всего курса коррекции постоянно контроли­ровать выполнение детьми домашних заданий.
Изучая работы разных авторов по устранению нарушения письменной речи мы предлагаем ряд логопедических упражнений на примере звуков [С] и [Ш].

1. Для профилактики акустической дисграфии ребенка нужно учить четко различать акустически близкие звуки. Для этой цели удобнее всего сравнить проблемные звуки со звуками окружающей природы: например, [С] – со свистом ветра, а [Ш] – с шипением змеи. Ребенку дают возможность многократно прослушать эти звуки до достижения их полного различения.
Затем ребенку предлагают упражнения направленные на различение названных звуков:

  • Назвать слова со звуками [С] и [Ш];
  • Разложить под буквами С и Ш картинки в названии которых есть такие звуки;
  • Поднять синий кружок, если в слове есть звук [С] и красный кружок, если звук [Ш];
  • Придумать слова на заданный звук;
  • Определить место звука в слове (начало, середина, конец).

Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки. Например игра «Поймай ладошками звук»: взрослый произносит ряд звуков, а ребенок должен хлопнуть только если услышит заданный звук. Затем задание усложняется называнием слогов, слов. Другая игра «Спрячь картинку»: взрослый предлагает ребенку перевернуть картинки, в названии которых есть заданный звук.

К методам профилактики оптической дисграфии относят:

  • Формирование зрительно-пространственного восприятия: показать правую/левую руку, правой рукой левый глаз; определить место предмета по отношению к себе (положи карандаш справа/слева от себя); написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
  • Развитие зрительной памяти: «Чего не стало?», «Что изменилось?»; упражнение «Фотографирование»: ребенку предлагается посмотреть и запомнить фигуры, затем нарисовать их (постепенно увеличивать число фигур).
  • Формирование зрительного гнозиса: назвать недорисованные предметы, перечеркнутые изображения, наложенные друг на друга; дорисовать незаконченные изображения; распределить предметы по величине.
  • Формирование буквенного гнозиса: найти заданную букву среди других; назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; обвести контур буквы, заштриховать ее; дописать недостающие элементы буквы; найти и подчеркнуть в тексте заданную букву; вставить пропущенные буквы в слова.
  • Уточнение пространственного расположения букв: соотнести зрительный образ буквы с предметом (д – дом, о – блюдце) найти букву в ряду похожих; дописать недостающие элементы букв; выкладывать буквы из палочек ниточек; срисовывать вылепливать, вырезать буквы из разных материалов; показать правильно букву среди зеркальных изображений; определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом (З – В, Р – В).

Различение смешиваемых букв проводиться в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, словосочетаниях, в предложениях, тексте.

Основные упражнения и задания входящие в состав профилактики моторной дисграфии у детей:

  • Использование упражнений для развития и координации движений кисти рук и пальцев, таких как: удержание ручки, карандаша; пальчиковая гимнастика; координация рук и глаз (завязывание бантиков, узелков, нанизывание бус); штриховка по трафарету, обводка, рисование; работа с ножницами и бумагой.
  • Развитие тактильно?двигательного восприятия: определение на ощупь плоскостных и объемных фигур, определение их величины; работа с пластилином.
  • Развитие кинестетических и кинетических ощущений: выполнение упражнений по изменению положения разных частей тела (имитация повадок различных зверей, игра на музыкальных инструментах.)
  • Рисунки по клеточкам: начиная с простых рисунков в одну клеточку постепенно увеличивать и усложнять задание, переходя к большему количеству клеток и добавляя орнамент; зеркальное срисовывание по клеточкам используя лексические темы; графические диктанты; дорисовывание по клеточкам 2-й половины рисунка.
  • Плетение на шнурках в три пряди (нитках, веревочках, полосках)
  • Формирование тактильно?двигательного восприятия: лепка, аппликация, оригами; игры с крупной и мелкой мозаикой; конструкторы; массаж; игровые панно из съемных деталей, предметы заместители, например, прищепки.

Так профилактика и устранение дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Особое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
Таким образом, нарушение письменной речи у детей является серьезной социальной про­блемой. От уровня грамотности граждан зависит благосостояние государства, его научный и культурный потенциал.

  • Список литературы:
    • Азова О.И. Диагностический комплект «Логопедическое обследование младших школьников». М., 2012
    • Волкова Л.С. (ред.) Логопедия. М., 1989, 1995.
    • Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
    • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1997 – 200с