Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи на тему: «Описание животного по схеме»


Автор публикации Ревина Ирина Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ №52 Филиал №2
г. Пенза

Группа: Старшая.
Время занятия: 25 минут.
Тема: Описание животного по схеме.
Цель: Обучение составлению описательного рассказа о животном с опорой на схему.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- Обогащать словарный запас;
- Расширять знания детей об окружающем мире;
- Формировать умение отвечать на вопрос;
- Формировать монологическую речь;
- Учить связности, непрерывности, логичности высказывания;
- Закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к животным;
- Воспитывать мотивацию к занятию.
коррекционно-развивающие:
- Развивать мелкую и общую моторику;
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление;
- Развивать грамматический строй речи.
Оборудование: картинка с изображением инопланетян, игрушки – заяц и медведь небольшого размера, схема, листы бумаги А4, карандаши, указка, доска.
Речевой материал: слова, предложения.
План занятия:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Введение в тему занятия (1 мин.)
3. Описание животных по вопросам (5 мин.)
4. Самостоятельное описание животных детьми (7 мин.)
5. Игра «Сравни животных» (3 мин.)
6. Физминутка (2 мин.)
7. Упражнение «Нарисуй животное» (5 мин.)
8. Итог занятия (1 мин.)

Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Ребята, сядьте правильно. Ножки поставьте ровно, спинки выпрямите, руки положите на столы. Начинаем занятие.

2. Введение в тему занятия.
Ребята, я недавно гуляла в лесу и повстречала инопланетян, они прилетали на планету Земля, чтобы узнать, как мы здесь живём. Из беседы с ними я поняла, что они считают всех зверей на Земле очень похожими. Ребята, давайте докажем гостям с другой планеты, что все звери разные, а для этого опишем и сравним некоторых из них.
Отгадайте загадку: Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Сдобный, маленький клубок
В сказке звался … (Колобок)
Назовите героев этой сказки. (Дедушка, бабушка, Колобок, заяц, волк, медведь, лиса).
Вот посмотрите, я принесла вам некоторых героев этой сказки. (Логопед расставляет игрушки – зайца и медведя). Описывать мы их будем по отдельности, используя вот эту схему. (Логопед выставляет на доску схему описания животных).

3. Описание животных по вопросам.
Ребята, сначала мы будем описывать зайца.
Внимательно смотрим на схему.
- Первое, что нам нужно сказать о зайце, какого цвета его шубка? (Серая — летом, белая — зимой). Для чего заяц меняет цвет шубки? (Для того, чтобы летом его было незаметно на земле и в траве, а зимой – на снегу). Какие части тела есть у зайца? (У зайца четыре лапы, два длинных уха, вытянутая мордочка). Какие у зайца лапы? (Длинные). А какие длиннее? (Задние). В чём зайцу помогают его длинные лапы? (Он очень быстро бегает от врагов). Ребята, потрогайте зайчика, какая у него шубка? (Мягкая, тёплая).
- Далее, ребята, нужно определить, где живёт зайчик? (Если дети не знают, педагог рассказывает им). (Заяц живёт под кустом, может ненадолго поселиться в заброшенной норе барсука или лисы, а свои норы он роет очень редко, так как постоянно перебегает с места на место).
- Ребята, чем же питается заяц? (Травой, корой деревьев). Правильно, ребята, заяц питается растительной пищей.
- Как называют детёныша зайца? (Зайчонок). А вы знаете, как называют много детёнышей? (Зайчата).
Хорошо, ребята, теперь будем описывать медведя.
- Какого цвета шубка у медведя? (Коричневая). Ребята, шубку медведя называют бурой. Бурый цвет – это серо-коричневый цвет, именно такая шубка у медведя. Ребята, бурый медведь обитает у нас в России, а ещё есть другие виды медведей, есть чёрный и белый медведь. Но у нас игрушка коричневого, бурого цвета, значит, мы описываем её. Какие части тела есть у медведя? (У медведя четыре лапы, два маленьких уха, вытянутая морда). Какие у медведя лапы? (Длинные, большие, сильные). Ребята, потрогайте медведя, какая у него шубка? (Мягкая, тёплая, густая).
- Далее, ребята, нужно определить, где живёт медведь? (В берлоге). Что он делает в берлоге? (Спит). Когда он ложится в спячку? (Зимой). Значит, в берлоге медведь не живёт, а только спит зимой. Ребята, в остальное время медведь не строит себе жильё, он располагается прямо на лугах, в дождь прячется под деревьями или находит заброшенные убежища.
- Ребята, чем питается медведь? (Ягодами, орехами, желудями, мёдом, насекомыми, мелкими животными). Правильно, ребята, медведя называют всеядным, так как он ест всё, и растительную, и животную пищу. Но всё-таки большую часть пищи у медведя составляет растительная пища.
- Как называют детёныша медведя? (Медвежонок). А вы знаете, как называют много детёнышей? (Медвежата).

4. Самостоятельное описание животных детьми.
Ребята, мы описали сейчас зайца и медведя, теперь вы будете делать это без моей помощи.
Я вам покажу образец: «Это заяц. У него два длинных уха и четыре лапы. У зайца мягкая, тёплая шубка, зимой она белая, а летом – серая. Заяц живёт под кустом, иногда поселяется в заброшенных норах. Он питается растительной пищей – травой, корой деревьев. Детёныши зайца зайчата. Зайчик маленький, слабый и боязливый, поэтому у него много врагов, которые охотятся на него».
«Это медведь. У него два маленьких уха и четыре большие сильные лапы. У медведя густая, тёплая шубка, она всегда бурого цвета. Медведь живёт в лесу, выходит на полянки, зимой он спит в берлоге. Он питается растительной и животной пищей – ягодами, орехами, мёдом, насекомыми, мелкими животными. Медведь всеядный. Детёныши медведя медвежата. Медведь большой и сильный, он никого не боится».
(Логопед говорит детям, что им нужно выбрать одно животное по желанию. Логопед вызывает детей по очереди, они, опираясь на образец и схему, описывают по одному животному).

5. Игра «Сравни животных».
Ну что ж, а теперь давайте докажем инопланетянам, что животные на нашей планете не такие уж и похожие. Подумаем, чем отличаются заяц и медведь. (Логопед начинает, дети продолжают).
Какая шубка. (Заяц меняет цвет с белого на серый и наоборот; медведь не меняет, шубка всегда бурого цвета).
Как двигается. (Заяц быстрый и проворный; медведь неповоротливый и неуклюжий).
Какой по размеру и силе. (Заяц маленький и слабый; медведь большой и сильный).
Активность круглый год. (Заяц не ложится в спячку, он активен круглый год; медведь ложится в спячку зимой).
Чем питается. (Заяц питается только растительной пищей; медведь всеядный).
Ребята, но ведь инопланетяне были немного правы, что-то общее во всех животных есть, это только надо найти. Подумаем и найдём сходство в наших животных. (Логопед начинает, дети продолжают).
Строение тела. (У зайца и медведя четыре лапы, два уха, вытянутая мордочка, хвост).
Какая шубка. (Мягкая, пушистая).
Где живёт. (Не строят себе определённого жилища, живут в лесу и на полянке).
Чем питается. (Питаются растительной пищей).

6. Физминутка.
(Логопед и дети встают в круг).
Ребята, сейчас мы с вами поиграем, я буду произносить про животных предложения, если я скажу верно, вы хлопайте в ладоши, если неверно, топайте ногами).
Медведь маленький и слабый.
Заяц меняет цвет шубки летом и зимой.
Заяц питается мясом.
У медведя есть маленькие зайчата.
Медведь любит мёд.
Заяц спит зимой в берлоге.
Зайчик живёт под кустом.

7. Упражнение «Нарисуй животное».
Ребята, мы с вами теперь знаем, что у всех животных есть сходства и различия, а как же нам это доказать инопланетянам, ведь они этого до сих пор не знают и мы им не можем рассказать. А давайте вы сделаете рисунки. Нарисуйте медведя или зайца по желанию, сделайте рисунки яркими, красивыми, я, как только в следующий раз увижу инопланетян, покажу им ваши рисунки, чтобы они увидели сходства и различия животных. Постарайтесь передать все признаки, которые мы описали у медведя и зайца верно. (Логопед контролирует, чтобы в группе детей были рисунки и медведя, и зайца).

8. Итог занятия.
Ребята, скажите, кого мы сегодня описывали? (Животных – зайца и медведя). Вспомните названия известных вам сказок с участием зайца и медведя. (Ответы детей). А теперь вспомните, какие в этих сказках по характеру заяц и медведь? (Заяц беззащитный, добрый; медведь простодушный, добрый, иногда вредный). Ребята, дома потренируйтесь описывать других животных, также как мы это делали сегодня. Возьмите любую игрушку и попробуйте описать кому-то из родственников. Вы молодцы, хорошо занимались. Наше занятие закончено. До свидания.