Конспект логопедической НОД для детей старшей группы «Домашние птицы»


Автор публикации Юртаева Татьяна Леонидовна
учитель-логопед 1-й категории
МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»
г. Ноябрьск, ЯНАО

Домашние птицы

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности по теме «Домашние птицы».
Коррекционно-образовательные задачи: Обобщение и систематизация знаний о домашних птицах, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в Р.п. мн.ч)
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимопонимания. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход НОД

Организационный момент. Игра «Один-много»
Жили-были бабушка с дедушкой в маленькой деревне. Жили они в красивом доме с большим двором. Жили они не одни, а кто с ними еще жил? Отгадайте загадку и узнаете.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя-петушок)
Как подает голос петушок?
Кто еще жил во дворе у бабушки и дедушки?
(голоса птиц)
Как можно назвать этих птиц? /Домашние/
- Домашними их называют, потому что за ними ухаживает человек. Он их кормит, поит, содержит в порядке их жилье. А кто знает как называется жилье этих птичек? /птичий двор/
Они живут около дома. Они приносят пользу человеку: несут яйца, дают нам мясо, пух.
А вот из их пуха делают подушки, на которых вы сладко спите, одеяла и ваши некоторые куртки и пальто тоже состоят из их пуха. Нужно птичек беречь и помогать за ними ухаживать.
- Скажите, чем покрыто тело у птиц? /перьями/
- А что еще у птиц есть? Посмотрите, внимательно (У них по две лапки, крылья, клюв, Шпоры у петушка, гребешок).
Подумайте, а что умеют делать домашние птицы?
Курица: умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, летать, пить.
Утка: крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Гусь: гоготать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Петух: кукарекать, клевать, бегать, летать, драться.
Вспомните, какие из домашних птиц умеют плавать? (гусь и утка, а петух и курица – нет)
Физминутка
Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно —
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
«Назови семью»

  • Курица — петух – цыпленок /а много у них будет … цыплят/
  • Утка – селезень — утенок /а много у них будет … утят/
  • Индюшка – индюк — индюшонок /а много у них будет … индюшат/
  • Гусыня — гусь — гусенок /а много у них будет … гусят/

А сейчас мы посчитаем домашних птиц
- Каждый из вас по очереди будет доставать изображения птиц, и говорить, кого он видит и сколько.
Антонимы
- Давайте посмотрим на клюв петушка и на клюв утки.
- Одинаковы ли они? Ответы детей
Ответы детей:
- у петушка клюв острый, а у уточки лопаточкой;
- у петушка большой хвост, а у утки – маленький;
- у петушка есть гребешок и бородка, а у утки нет;
- на лапках у петуха шпоры, а у утки на лапах есть пальцы, которые соединены перепонкой.
- Посмотрите на лапки утки и вспомните, у кого еще из домашних птиц такие лапки?
Лапки уток и гусей похожи на ласты, что помогает этим домашним птицам хорошо плавать.
Петушок и курочки быстро бегают, а утки и гуси хорошо плавают.
А вот когда индюку угрожает опасность, он распускает веером свой хвост и надувается, важничает.

Сравнение птиц.
Сейчас мы с вами сравним птиц, для этого нужно приложить картинки друг к другу и посмотреть какая больше
(дети выкладывают в центр стола картинки птиц из конвертов)
- Кто больше курица или цыплёнок?
- Кто меньше утка или утёнок?
- У кого шея длиннее у гуся или утки?
- У кого хвост больше у петуха или курицы?
- Петух больше или меньше курицы?
- У утки нос шире или уже чем у гуся?

Подведение итогов.