Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР


Автор публикации Мельниченко Светлана Михайловна
учитель-логопед
ГБОУ гимназия № 405
г. Санкт-Петербург

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР является важной и актуальной, поскольку от того как дети овладеют этим учебным навыком, зависит все дальнейшее обучение и развитие личности в целом.
Проблема формирования навыков чтения у детей с нарушениями речи освещалась в трудах многих авторов. Позвольте, не останавливаться на теоретических основах методик, которые были представлены с учетом работ Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой и т.д.
Задачи:

  1. Проанализировать подходы к решению проблемы формирования навыков чтения умладших школьников с ОНР;
  2. Подобрать методику диагностики;
  3. Выявить особенностиформирования овладениянавыком чтения;
  4. Провести логопедическую работу по формированию навыков чтения экспериментальной группы.

Цель – выявление и определение оптимальных путей логопедической работы по формированиюнавыка чтения у данной категории детей.
Объект исследования: формирование предпосылок чтения у младших школьников с ОНР.
Предмет исследования: логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: принимая внимание клинические, психолого-педагогические особенности младших школьников с ОНР, их речевую и мыслительную деятельность, можно предположить, что у этих детей наблюдаются различные нарушения чтения, которые проявляются на уровне слов, словосочетаний, предложений и связного текста. Для этой категории детей характерны частичная или неполная несформированность различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс чтения.
Этапы проведения работы.

  • На первом этапе проводился отбор детей в контрольные и экспериментальную подгруппы.
  • Второй этап включал проведение работы с детьми экспериментальной и контрольной подгрупп.
  • На третьем этапе констатирующего исследования была проведена сравнительная оценка выполнения заданий.

Для проведения констатирующего эксперимента использовалась методика обследования состояния процесса чтения Л.В. Венедиктовой и Р.И. Лалаевой.
В ходе проведения констатирующего эксперимента мы сравнивали неречевые и речевые компоненты чтения детей с общим недоразвитием речи их сверстников с нормальным речевым развитием. В эксперименте принимали участие 10 детей с ОНР неосложненного генезиса в возрасте 8-8,5 лет. Эти дети составили экспериментальную подгруппу. Контрольную подгруппу представляли 10 школьников без патологии речевого развития.
В методику констатирующего эксперимента включены разделы, направленные на исследования предпосылок чтения:

  • Исследование зрительно-пространственных функций.
  • Исследование речевых психических функций.
  • Исследование фонематического восприятия (слух и слуховая дифференциация).
  • Исследование языкового, слогового, фонематического анализа, синтеза и представлений.
  • Исследование словарного запаса.
  • Исследованиеграмматического строя речи.
  • Исследование связной речи.
  • Исследование навыков чтения.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют выделить 3 подгруппы детей:

  • Младшие школьники с ОНР с фонематической формой дислексии.
  • Младшие школьники ОНР с аграмматической формой дислексии.
  • Младшие школьники СНР с оптической формой дислексии.

Таким образом, для каждой подгруппы характерно нарушение тех или иных неречевых и речевых функций, в соответствии с этим строится и последующая работа которая будет осуществляться поэтапно и опираться на теоретические положения и принципы.
Для преодоления фонематической дислексии у младших школьников (1подгруппы) с общим недоразвитием речи необходимо проводить коррекционную работу. Логопедическая работа по уточнению закреплению дифференциации звуков проводилась с опорой на различные анализаторы(речеслуховой, речедвигательный, зрительные и др.). При этом учитывалась что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется успешнее в том случае, если она проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. В работе по дифференциации звуков используются задание на развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает: предварительную работу над каждым из смешиваемых звуков; затем  проводится слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.

1 При развитии фонематического восприятия, уточнялась.

  • Артикуляция и звучание звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
  • Выделялись звуки на фоне слогов;
  • Дети определяли наличие, место в слове (начало, середина, конец), также они находили место звука по.
  • По отношению к другим (какой по счёту звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);
  • Кроме того, предлагалось выделить звук на фоне предложения и текста.

Для Развития языкового анализа и синтеза были предложены задания на Умение определять количество, последовательность и местослов в предложении.

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.
Логопедическая работа по развитию фонематического анализа основана на элементарных и сложных формах звукового анализа.
По данным экспериментального исследования 10% учащихся, выделенных во 2 группу, ведущим механизмом дислексии отмечалось нарушение грамматического строя речи
Логопедическая работа по 2 (подгруппы) коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у школьников проводится по следующим направлениям:

  • обогащение словаря;
  • формирование словоизменения;
  • формирование словообразования.

Работа по развитию лексики направлена на увеличение словарного запаса (за счет освоения новых слов и значений), качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значение слова, переносное значение слов и словосочетаний. Работа эмоциональных оттенковзначений слов,переносного значения слов и словосочетаний).
Коррекционная работа с младшими школьниками С ОНР с оптической формой дислексии
Направления работы с третьей подгруппой

  1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
  2. Расширение объема и уточнения зрительной памяти.
  3. Формирование пространственных представлений.
  4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

На основании полученных данных, нами была проведена коррекционно-логопедическая работа по развитию внимания, памяти, мышления, фонетико-фонематических функций лексико-грамматического строя речи, а также непосредственно работа по формированию и совершенствованию навыков чтения.
Исследование состояния зрительно–пространственных функций, показало, что дети не всегда достаточно точно ориентируются в окружающем пространстве, могут узнать и различить буквы.
Исследование зрительного восприятия, внимания, слуховой и зрительной памяти, исследование наглядно-образного и логического мышления, позволяет делать вывод о низкой скорости зрительного восприятия, о нарушении способности к дифференцируемому восприятию, о сниженном объеме запоминаемого материала, о нарушении удерживать порядок произнесенных слов.
Исследование фонематического восприятия, показало, что учащиеся допускают ошибки в дифференциации звуков по представлениям: мягкости-твердости, звонкости-глухости, свистящие-шипящие.
Исследование показали, что у детей наблюдаются различные проявления недостаточной сформированности как простых, так и сложных форм фонематического анализа, синтеза и представлений. Так, дети успешно справились с выделением первого звука, однако были допущены ошибки при составлении слова из ряда предложенных звуков, в выделении заданного звука, выделении последнего звука в слове
Исследование слогового анализа, синтеза и представлений показывает, что дети допускают ошибки, связанные с неправильным определением количества слогов в слове и пропуском слогов в словах ,затруднениями в подборе слов с большим количеством слогов. Все это свидетельствует о нарушении фонематического анализа и синтеза.
Исследование языкового анализа и синтеза осуществлялась на примере предложений. По результатам исследования языкового анализа предложений, было выявлено, что дети с ОНР часто, пропускают слова, заменяют их или перестанавливают. По сравнению с возрастной нормой все показатели языкового анализа у школьников с ОНР снижены.
Исследование понимания прочитанного показал, что большинство ответов состоит из односложных ответов, неверно понимание последовательности в изложении- все это свидетельствует о нарушении целостности восприятия текста и невнимательного отношения к деталям прочитанного. Учащиеся часто не могли выделить главную мысль, отразить временные, причинно-следственные связи, нарушение целостного восприятия текста.
Исследование особенностей словарного запаса, показал, что дети часто не дифференцируют обозначения сходных предметов, подменяют названия предметов, внешне похожих между собой, заменяют глаголы и прилагательные, близкие по семантическому значению, затрудняются в подборе синонимов и антонимов. Все это свидетельствует об ограниченном словарном запасе, недоразвитии его системных связей, неточности активного словаря учащихся, что связано с недостатками выбора и актуализации нужных слов.
Несмотря на то, что дети экспериментальной подгруппы по показателям развития речевых психических функций не смогли достичь в возрастных эталонов, даже небольшая динамика для них существенна.