Пересказы с помощью картинно-графической схемы


Автор публикации Гололобова М.А.
учитель-логопед
ГБДОУ №26 Василеостровского района
г. Санкт-Петербург

Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л.А. Венгер. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию. Мнемотаблица (пиктограмма) — это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация.

Сама мнемотехника – это особая система приемов и методов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, способствует продуктивному развитию высших психических процессов, а именно развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Она увеличивает объем памяти ребенка, благодаря дополнительным ассоциациям, в частности ребенка, имеющего недостаточно развитый активный и пассивный словарь, навыки словообразования и словоизменения, нарушения фонематического слуха.

Пересказ с опорой на пиктограмму (мнемотаблицу) активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.

Мнемосхемы могут применяться в целях увеличения словарного запаса, при обучении ребенка правильно и грамотно составлять рассказ или пересказ художественного текста, при заучивании стихотворений.

Как должен быть составлен картинно-графический план?
1.Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно.
2.Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать.
3.Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

Как работать с текстом по мнемотехнике?
1.Сначала читаете произведение.
2.Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.
3.Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.
4.Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.
5.Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.

Мнемотехника

Мнемотехника