Конспект занятия на тему звуки [т] и [т']


Автор публикации Косоротова Ирина Борисовна
учитель-логопед 1-й категории
МКДОУ д/с «Сказка»
г. Тайшет, Иркутская обл.

Цели:
Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуками [т и ть];
  • уточнить артикуляцию и произношение звуков [т], [ть];

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей фонематические процессы;
  • дифференциация звуков на слух и в произношении;
  • упражнять в выделении звуков [т], [ть] в начале и середине слов;
  • развивать внимание и память;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к родному языку, умение работать в коллективе, аккуратность.

Оборудование: плоскостные фигурки Тима и Тома; демонстрационные карточки-символы для характеристики звуков, кружки для обозначения звуков на каждого ребенка; перфокарты для детей; синий и зеленый карандаш на каждого ребенка; предметные картинки на звуки [т], [ть]; фланелеграф, предметные фигурки по теме "Весна", вырезанные из фетра (облака, солнышко, дерево, кусты, листья, девочка, букет цветов).

Ход образовательной деятельности:

1. Орг. момент
Психогимнастика
Логопед: — Ребята, станьте в круг, возьмитесь за руки! Почувствуйте теплоту ваших рук. Посмотрите в глаза друг другу и подарите самую теплую нежную улыбку.

2. Сообщение темы занятия
Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Тим и Том. Назовите 1-й звук в имени Тим. А какой 1-й звук вы услышали в имени Том? Различаются ли они? Сегодня мы с вами будем говорить о звуках [т], [ть].

3. Уточнение артикуляции и произношения звуков  [т], [ть]
Характеристика звуков (согласные — не поются, глухие — произносятся без голоса, твердый и мягкий.

4. Произношение звуков [т], [ть] в слогах, словах чистоговорках
а) Тим и Том играют на барабане, трубе:
там-том-тум-тим           та-та-тя
ти-та-то-ту           тя-тя-та
Слоги произносятся с изменением высоты и силы голоса
б)та-та-та – открывайте ворота
ты-ты-ты – во дворе кричат коты
ти-ти-ти – будем мы браслет плести.

5. Звуковой анализ и синтез слов Тим, Том.
Дидактическая игра "Живые звуки"

6. Определение места звуков [т], [ть] в словах. Работа с перфокартами.
У вас на столах карточки. Посмотрите, что нарисовано в верхнем левом углу? (Танк). В слове танк есть звуки [т] или [ть]? Где он находится? (В начале слова). Каким цветом обозначим звук? (Синим). Возьмите карандаш и нарисуйте нужный кружок в начале полоски под картинкой и т.д. (танк, телевизор, тапочки, сеть, торт, мост, тень, тыква.)

7. Физ. минутка: «Пятеро котят»
Вот пятеро котят. Один ушел и нет его.
Ну нет его и нет. Котят осталось четверо.
Вот четверо котят. Один ночной порою
На дерево залез – котят осталось трое.
Но где-то запищал мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал – осталось два котенка.
Один из них с мячом исчез в дверях бесследно,
А самый умный – тот, оставшийся, последний
Он к миске подошел и, как и должно киске,
Лакать за пятерых стал молоко из миски.
(Дети показывают и рассказывают стихи руками).

8. Отпрыгать количество слогов в словах:
тапки, тигр, петушок, зонтик, лопата, утенок.

9. Произношение звука в словах.
Дидактическая игра "Что для Тома, а что для Тима?". Дифференциация картинок.
Для Тома – матрешка, букет, торт, пистолет, кит, стол.
Для Тима – телефон, тигренок, тюлень, тетрадь, утюг.

10. Развитие внимания и памяти.
Дидактическая игра "Чего не стало?", "Что появилось?" с картинками.

11. Активизация словаря. Подбор прилагательных к существительным.
Дети, давайте подарим Тиму и Тому подарок. Назовите, какое время года наступило. (Весна). Вот мы и подарим им весеннюю картину. Помогите мне, пожалуйста, ее составить. На фланелеграфе дети выкладывают картину "Весна").
- Какое весеннее солнышко? (Теплое, доброе, яркое, желтое …)
- Какие первые листочки? (Липкие, клейкие, зеленые, нежные …)
- Какие облака? (Белые, пушистые, большие, легкие, плывущие …)
Дарят картину клоунам.

12. Рефлексия
Ребята, вам понравилось играть с Тимом и Томом?
Назовите слова со звуком [т], со звуком [ть].