Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ сказки «Как Медведь был царем леса»


Автор публикации Уракшиева Сулфия Исламгереевна
учитель-логопед
МБДОУ № 4 «Снегурочка»
ЯНАО, г. Салехард

Цели:
- Приучать ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст. Учить последовательно и выразительно передавать содержание произведения.
- Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление, обогащать словарный запас (полгода, слушаться)
- Воспитывать в детях чувство доброты, любви ко всему живому, толерантность.

Оборудование: Предметные картинки или маски с изображением животных, три обруча, мячи.

Методические приемы:  чтение, беседа с детьми о диких животных, игровые  ситуации, инсценировка сказки, анализ, итог.

1. Организационный момент

Игра «Кто как кричит в лесу?»
Логопед предлагает ребенку послушать, кто как кричит в лесу и повторить в том же темпе и ритме на одном выдохе.
Например:
Лиса кричит так: «Тяв – тяв, тяв – тяв – тяв».
Кукушка кричит так (произносить с понижением голоса)
ку->ку!
ку->ку!
ку->ку!
Волк воет так (произносить слитно с постепенным усилением голоса):
- У – у – у – у – у – у – у!
Логопед:
- Назовите животных, которых можно увидеть в лесу
Дети:
Медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж и т.д.
Логопед:
- Как одним словом называются эти животные?
Дети:
Дикие животные.

Игра «Чей, чьи, чье, чья?
На доске панно, на котором изображены дикие животные.
Логопед:
- Чей это хвост? (Лисий хвост, волчий хвост и т.д.)
- Чьи уши? (Заячьи уши, беличьи уши и т.д.)
- Чье дупло? (Беличье дупло и т.д.)
- Чья лапа? (Медвежья лапа и т.д.)

2. Словарная работа

Логопед:
- Как вы понимаете слово «полгода» — (половина года)
- Подберите слова, похожие по смыслу:
Слушаться – (покоряться, повиноваться, подчиняться)

3. Чтение сказки «Как Медведь был царем леса»

Решили звери сделать Медведя царем леса.
Медведь стал сразу порядок в лесу наводить, споры разные решать.
А осенью лег в берлогу и уснул.
Подумали звери: «Зачем нам такой царь, который полгода в берлоге спит?»
Проснулся Медведь, а звери не стали его больше слушаться.
С тех пор нет в лесу царя.

Логопед:
- А теперь послушайте вопросы и ответьте на них.
1. Кого звери решили сделать царем леса?
2. Что стал делать Медведь?
3. Что сделал Медведь осенью?
4. О чем подумали звери?
5. Почему звери перестали слушаться Медведя?

Логопед:
Я вам сейчас загадаю загадки. Отгадавший, получает картинку или маску этого животного.

Этот зверь большой, рогатый.
Все зовут его «сохатый». (Лось)

Красотой своей богата.
Любит кур и хитровата. (Лиса)

Этот маленький зверек
По деревьям прыг да скок. (Белка)

Он не спит зимой холодной,
Бродит по лесу голодный. (Волк)

Этот зверь такой колючий!
Ты не трогай его лучше. (Ежик)

Любит он в берлоге спать,
Сладкий мед у пчел таскать. (Медведь)

Шкурку он зимой меняет,
Очень быстро убегает. (Заяц)

Игра «Раз, два, три».
На пол кладутся 3 обруча. Педагог называет трех животных. Дети в этих масках должны встать в свои обручи в той последовательности, в которой педагог назвал животных.
Игра «Догоняй».
Дети бегают под звон бубна. Когда музыка останавливается, логопед называет одно животное, ребенок в этой маске ловит остальных детей. Тот, кого он поймал, называет другое животное. Игра продолжается.

4. Повторное чтение сказки
(Логопед еще раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли.)
Инсценировка (роли, Лося, Медведя, Зайца, Волка, Лисы, Ежика)
Лось: Решили звери сделать Медведя царем леса. (Надевает корону на Медведя.)
Медведь: Медведь сразу стал порядок в лесу наводить, споры разные решать. (Важно ходит по комнате, подходит к разным зверушкам)
Заяц: А осенью лег в берлоге и уснул. (Медведь садится на стульчик и закрывает глаза.)
Подумали звери: «Зачем нам такой царь, который полгода в берлоге спит?» (Волк изображает недоумение)
Лиса: Проснулся Медведь, а звери не стали его больше слушаться. (Медведь просыпается, а звери отворачиваются от него.)
Ежик: С тех пор нет в лесу царя. (Медведь снимает корону, все звери резвятся на полянке).
Итог занятия
Логопед: Ребята, чем мы занимались на занятии? Что вам понравилось?