Методическая разработка на новогоднюю тематику «В гостях у Бабушки Забавушки»


Автор публикации Желудкова Наталья Владимировна
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №4
г.Салехард, ЯНАО

Коррекционно-образовательные цели:
- уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;
- уточнить и активизировать словарь по теме,
- учить отвечать на вопросы, составлять предложения;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций, образования однокоренных слов.
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: картинки зимних забав детей.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Дети приветствуют гостей. Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное.
II. Основная часть:
Логопед:
Посмотрите, что за чудо,
Всё кругом белым-бело.
Крыши, улицы, деревья,
Все дорожки замело.
Лёд сковал озёра, реки,
Во дворе метёт метель.
От мороза стынет птица,
Веселиться птице лень.
Солнце светит, но не греет,
Дни короче, ночь длинней.
Что за время года дети?
Подскажите мне скорей!
- А как вы догадались? Какие слова вам подсказали, что речь идет о зиме?
- Ребята, чем вы любите заниматься зимой? (выставляются картинки зимних забав детей)
Логопед:
Дети все в кружок вставайте,
И зарядку начинайте. (Дети встают в кружок).
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки». (Лепят и бросают снежки)
Забавушка: Гостей принимаете?
Все: Принимаем!
Забавушка:
Тогда я к вам по адресу! Меня величают Забавушкой, а вас как?
Тани, Лены, Оли, Насти!
Говорю вам громко: «Здрасьте!»
И огромный, как буфет,
Шлю мальчишкам я привет!
Вот и познакомились! Кто любит играть и веселиться? Замечательно!
Я на праздник к вам явилась,
Чтобы радость подарить.
Чтоб настроение продлилось,
Чтобы вас повеселить!
Логопед: А ты, Забавушка, умеешь отгадывать загадки?
Забавушка: Я попробую, а ребята мне помогут!
Логопед:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
Игра «Мы лепим снеговика»
Логопед:
- Из чего лепят снеговика?
- Сколько надо скатать комков для постройки снеговика?
(Забавушка выкатывает три «снежных» кома)
- Какой снег лучше всего подходит для лепки снеговика: сырой или сухой?
- Что еще понадобится для лепки снеговика? (логопед выкладывает 2 палки-руки, морковку-нос, 2 пуговицы-глаза, палочка-рот, ведро).
- Ребята, давайте «слепим» снеговика (дети по частям собирают на доске снеговика).
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указательным и средним пальчиком
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной вверх
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп, и спать легли. «Едят ложкой» суп.

Снеговик очень обрадовался тому, что вы его собрали, и принёс для вас задание: нужно собрать по цифрам маленького снеговика.
Дети выполняют задание.

Снеговик

- А как по-другому можно назвать снеговика? (Снежная баба)
Игра «Доскажи словечко».
Логопед:
Он летает белой стаей,
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Забавушка: Давайте поиграем со словом «снег». Мы будем читать стихотворение, а вы добавляйте слова, связанные со словом «снег».(выставляем ряд картинок).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (Снег)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые … (Снежинки)
На дорожки, на лужок
Всё снижается … (Снежок)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее … (Снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (Снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (Снеговик)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой … (Снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (Снег)»
Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют)
em>Игра "Зимние забавы"
Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках, (Изображают бег на коньках)
Но упали мы. Ах! ("Падают")
А потом снежки лепили. (Стоят, сжимают воображаемый комок ладонями)
А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок)
А потом без сил упали ("Падают")
И домой мы побежали! (Бегут по кругу)
Молодцы!
Логопед:
Художник-невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Всех ущипнет за нос.
Кто это? (Мороз)
Посмотрите, как мороз разукрасил наши окна.
Возьмите карандаш и разукрасьте свои окна.

Окно

Логопед:
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я – главная. (Ёлка)
Игра «В каких словах растёт ель?»
По очереди называйте слова, внутри которых «растёт ель».
Метель, карамель, кисель, писатель, апельсин, писатель, водитель, учитель, карусель, мебель и др.

Ребята, давайте разукрасим нашу ёлочку.

Ёлочка

Игра «Кто под ёлочкой живёт?»
Забавушка читает текст, делая паузу после вопроса, дети хором отвечаю «Да» или «Нет»
Ёлочка у нас стоит,
Огнями яркими горит.
Сверкают серебром иголки.
Скажите, кто живёт под ёлкой?
Зверей вам буду называть,
А вы мне дружно отвечать.
Под ёлкой крокодил живёт?
Или, может быть, енот?
Живёт под ёлочкой медведь?
А может мышка там сидеть?
А волк под ёлкою живёт?
Возможно, это бегемот?
Сидит там рыжая лиса?
Под ёлочкой живёт коза?
А слон под ёлочкой живёт?
Орешки белка там грызёт?
Лев под ёлочкой сидит?
Может, там змея лежит?
Зайка прыгает под ёлкой?
Там под ёлкой ходят волки?
Логопед:
Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
Странная звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
Игра «Назови ласково».
Назовите это слово, но ласково … снежиночка
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Метель – (метелица)
Зима – (зимушка)
Снеговик – (Снеговичок).
Логопед:
Есть внучка у деда, у деда Мороза,
Ни Таня, ни Лена, и  даже ни Роза,
Ни Аля и ни Шурочка
Зовут её …. Снегурочка
Забавушка: Игра «Любит Снегурочка»
Начинается игра.
Начинать ее пора!
Ну-ка, за руки беритесь
И в кружок все становитесь!
Если правду я скажу, вы в ладоши хлопайте.
Ну а если ошибусь – ножками потопайте!
Любит Снегурочка на санках кататься?
Любит Снегурочка в бане купаться?
Любит Снегурочка холод и лёд?
Любит Снегурочка жаркий костёр?
Любит Снегурочка сладкий пломбир?
Любит Снегурочка кислый кефир?
Любит Снегурочка плакать, рыдать?
Любит Снегурочка петь, танцевать?
Любит Снегурочка кофе горячий?
Любит Снегурочка мороз настоящий?
Любит Снегурочка тех, кто дерётся?
Любит Снегурочка тех, кто смеётся?
Любит Снегурочка зверюшек лесных?
Любит Снегурочка охотников злых?
Любит Снегурочка горячую кашу?
Любит Снегурочка ёлочку нашу?
Логопед:
Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
Красноносый, краснощёкий,
Наш любимый …. Дед Мороз
Забавушка:
Надо жить всегда с девизом:
«Всем дарить всегда сюрпризы» -
Так намного интересней,
Зажигательней, чудесней!
Дед Мороз волшебник, он совершает разные чудеса, и эти чудеса обязательно сбываются. Что бы вы хотели попросить у Деда Мороза для своих родных: папы и мамы.
Логопед: Дед Мороз слышал все ваши пожелания, и мы будем, надеется, что они обязательно сбудутся.
Мы не деды Морозы, но нам хочется тоже подарить вам подарки! (Вручаем книжки)
III. Заключительная часть.
Логопед:
Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?
Забавушка благодарит детей за интересное занятие, прощается и уходит.

Список литературы:
1.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидакт.игры и занимат упражнения по русскому языку для учащихся нач. шк.:Кн. Для учителя. М.,1995.
2.Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов: Серия «Здравствуй, школа!» Ростов-на-Дону,2004.
3.Занимательное азбуковедение: Кн.для учителя/Сост.В.Волонина. М.:Просвещение,1991.
4.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: М.: ВАКО,2008.-(Мастерская учителя)