Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности (5-6 лет)


Автор публикации Гаджиева Ирина Анатольевна
учитель-логопед 2-й категории
МБДОУ Д/С комбинированного вида второй категории №16 «Олененок»
г. Волгодонск, Ростовской обл.


ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к НОД Весна — нежное время года

Тема: «Весна – нежное время года».
Цель: Обобщение представлений детей о весне, весенних явлениях и изменениях, происходящих в природе, с применением информационно-компьютерных технологий.
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме: «Весна»;
- развивать и совершенствовать навыки связной речи;
- упражнять в звуко-буквенном анализе, слоговой структуре слов, согласовании существительных с прилагательными, существительных с глаголами;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- выработка четких координированных движений во взаимодействии с речью;
- развивать мелкую, общую моторику;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
Методы и приемы: музыкальное сопровождение, загадки, стихотворение, лексические упражнения, самомассаж, логоритмические упражнения, игра на развитие мелкой моторики «Собери солнышко», дидактическая игра «Назови ласково».
Словарная работа: проталина, капель, первоцветы, оттепель, ледоход.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение и заучивание стихотворений, поговорок, загадок, рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним, разучивание упражнения «Мы шагаем», прослушивание музыкальной пьесы из фортепьянного цикла П.И. Чайковского «Времена года», фрагмент из концерта № 1 для скрипки с оркестром ч.3 А.Вивальди «Весна».
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, предметные картинки, записи музыкального сопровождения, пособие «Солнышко».

СЛАЙД 2
(Музыкальное сопровождение)
Приветствие.
Логопед:
Кем-то придумано просто и мудро
С каждым здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Давайте друг другу и нашим гостям скажем: «Доброе утро!»
Загадка
Логопед:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: Это весна.
Логопед: Какие слова вам помогли догадаться?
Дети: Светает рано по утрам, проталины, скворцы прилетели, медведь проснулся, всех ласкает теплое солнышко…
Логопед: Весна какая?
Дети: Нежная, теплая, звонкая, голосистая, цветущая, долгожданная…
Логопед: Весна что сделала?
Дети: Наступила, пришла, проснулась, порадовала, разбудила, победила зиму, расцвела…
Логопед: Верно! Отправимся в лес и полюбуемся нежной весенней погодой. (Музыкальное сопровождение).
Логоритмическое упражнение «Мы шагаем»
Дети: Ребята весело шагают
И ноги выше поднимают.
Поставят руки на бочок
И по тропинке – скок-поскок.
Бежит тропинка через лес
И вьется, словно змейка
Попробуй быстро пробежать
И не упасть сумей-ка.
СЛАЙД 3
Логопед: Посмотрите, как красиво в весеннем лесу!
Логопед: Присядем на пеньки, ощутим прикосновение весеннего солнышка.
СЛАЙД 4
(Самомассаж лица)
Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо – поглаживание,
Дождик ещё холодный — постукивание подушечками пальцев,
По утрам иногда пощипывает морозец – пощипывание,
А всё-таки солнышко светит сильнее — снова поглаживание.
Логопед: На картинки посмотрите, чего не бывает весной, назовите!
СЛАЙД 5
Дети: Весной не желтеют листья, дети не купаются в реке, не зреют ягоды.
Логопед: Назовите приметы весны. Начинать предложение нужно со слова — Весной …
Дети: Весной пригревает солнышко, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной птицы высиживают птенцов. Весной над цветами летают шмели. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной появились проталины с подснежниками. Весной на ветках деревьев набухают почки.
Логопед: Молодцы! Весну не огорчайте, весенние месяцы по порядку называйте, и поговорки о них вспоминайте!
СЛАЙД 6
Дети: 1й весенний месяц — март: — В марте и сзади и спереди зима.
2й весенний месяц — апрель: — Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
3й весенний месяц – май: — Май леса одевает, лето в гости ожидает.
СЛАЙД 7
Логопед: В народе говорят, что настоящую, теплую весну на своих крыльях приносят птицы. Как называются птицы, которые весной возвращаются из теплых стран?
Дети: Перелетные птицы.
Логопед: Что делают птицы весной?
Дети:  Птицы вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.
Логопед: Какие птицы первыми прилетают из теплых стран?
Дети: Грачи.
Логопед: Какие последними?
Дети: Ласточки.
СЛАЙД 8
Логопед: Перелетных птиц назовите, слова хлопками на слоги разделите,
в нужное гнездо птицу поселите.
Логопед: Красавица Весна просит помочь разбудить насекомых.
Для этого, нужно выполнить несколько заданий. Готовы?
Загадка:
СЛАЙД 9
Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит — так воет,
Сядет — землю роет.

Дети: ЖУК
(Работа на экране)
СЛАЙД 10

Логопед: Назовите по порядку звуки в слове ЖУК. Сколько всего звуков в слове?
Дети: Ж, У, К. Три звука.
Логопед: Назовите первый звук, расскажите о нем, (второй, последний звук)?
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
Дети: Звук «Ж» — согласный, звонкий, твердый, шипящий, обозначается синим цветом; «У» — гласный, обозначается красным цветом; «К» — согласный, глухой, твёрдый, обозначается синим цветом.
Логопед: Сколько гласных звуков в слове? Назовите.
Дети: 1 звук У.
Логопед: Сколько слогов в слове?
Дети: 1 слог.
Логопед: Отлично! Одно насекомое мы разбудили.
Логопед: Какая самая главная примета весны? С чего начинается весна?
Дети: Самая главная примета весны – это солнышко. Без него весна не начинается.
СЛАЙД 13
Игра на развитие мелкой моторики «Собери солнышко»
Дети делятся на две команды.
(Первое задание — прикрепить лучики к солнышку из молний на пуговицах.
Второе задание – прикрепить лучики к солнцу, наполненные различным по структуре материалам).
Логопед: К столам подходите и солнышку лучики прикрепите.
СЛАЙД 14
Дидактическая игра «Назови ласково»
Логопед: Слова ласково называем, и солнышко с улыбкой друг другу передаем.
Дети: Солнце – солнышко, ветер – ветерок, туча – тучка, лужа – лужица, птица – птичка, скворец – скворушка, птенец – птенчик, куст – кустик, дерево – деревце, трава – травушка, лист — листочек.
Логопед: Молодцы! Присаживайтесь.
Составление предложений о весне по индивидуальным картинкам
Логопед: ребята, мы сегодня беседовали о самом нежном времени года. О каком?
Дети: О весне.
Логопед: Составьте предложение по картинке о весне.
Дети: 1.Светит теплое весеннее солнышко и согревает все вокруг.
2. Раскололся лед на реке – начался ледоход.
3. Тает снег и по земле текут звонкие ручьи.
4. На лесных полянах появляются проталины с подснежниками.
5. Из берлоги выходит медведица с медвежатами.
6. Зеленеет молодая травка.
7. Возвращаются перелетные птицы из теплых стран.
8. Набухают почки на ветках деревьев.
9. Люди надевают легкие куртки.
10. На ветках деревьев распускаются цветы.
11. Над цветами летают шмели.
12. Дятел стучит по дереву и поедает вредных насекомых.
Логопед: Составим из ваших предложений красивый рассказ о весне.
Дети: предполагаемые ответы.
Логопед: — вы очень старались, и за это весна вам приготовила сюрприз.
Мультфильм «Весенняя песня»
Логопед: Вот и закончилась наша прогулка. Пора возвращаться в детский сад.
Логопед:
В детский сад Олененок мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки по извилистой дорожке.
И поскачут ножки по прямой дорожке.
Скакали, скакали и стоп! Стали.
Логопед: Ребята, поделитесь своим солнечным, радостным настроением с нашими гостями.
Дети вручают гостям подарки. (Солнышко из СD диска)

САМОАНАЛИЗ

Непосредственная образовательная деятельность проводилась с детьми группы компенсирующей направленности в количестве 12 человек. Возраст детей 5-6 лет. Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития – 7 детей. Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития с дизартрическим компонентом – 3 ребенка. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи с элементами лексико-грамматического недоразвития с дизартрическим компонентом – 1 ребенок. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи с дизартрическим компонентом – 1 ребенок.
Тема: «Весна – нежное время года».
Цель: Обобщение представлений детей о весне, весенних явлениях и изменениях, происходящих в природе, с применением информационно-компьютерных технологий.
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме: «Весна»;
- развивать и совершенствовать навыки связной речи;
- упражнять в звуко-буквенном анализе, слоговой структуре слов, согласовании существительных с прилагательными, существительных с глаголами;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- выработка четких координированных движений во взаимодействии с речью;
- развивать мелкую, общую моторику моторику;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
Методы и приемы: музыкальное сопровождение, загадки, стихотворение, лексические упражнения, самомассаж, логоритмические упражнения, игра на развитие мелкой моторики «Собери солнышко», дидактическая игра «Назови ласково».
Словарная работа: проталина, капель, первоцветы, оттепель, ледоход.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение и заучивание стихотворений, поговорок, загадок, рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним, разучивание упражнения «Мы шагаем», прослушивание музыкальной пьесы из фортепьянного цикла П.И. Чайковского «Времена года», фрагмент из концерта № 1 для скрипки с оркестром ч.3 А.Вивальди «Весна».
Для достижения целей учитывала дидактический принцип – от простого к сложному; использовала методы обучения:
словесный, наглядный, практический, проблемно – поисковый;
методы стимулирования и мотивации обучающей деятельности – занимательные упражнения, поощрения, создания ситуации успеха.
В качестве активизации познавательных интересов использовала метод наглядного моделирования с применением компьютерных технологий.
Для исключения перегрузки и снятия эмоционального напряжения включила в занятие элементы релаксации, речь детей с движениями, игру на развитие мелкой моторики.
При планировании занятия учитывала возрастные и психофизические особенности развития детей с нарушениями речи.
Я считаю, что выбранная мною структура занятия была рациональна для достижения поставленной цели и решения намеченных задач. В течение занятия стремилась создавать и поддерживать доброжелательную атмосферу и уверенность каждого ребенка в собственные силы.
Итог занятия подведен, поставленная цель достигнута, задачи решены и соответствуют содержанию занятия.