Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте. «Знакомство со звуком и буквой «Ч»


Автор публикации Шишмакова Марина Анатольевна
учитель-логопед и воспитатель
МАДОУ «Детский сад №203»
г. Пермь

Цели:«Знакомство со звуком и буквой «Ч».

Задачи:
1. Учить детей разгадывать ребусы, путаницы, запоминать потешки с помощью мнемодорожек и мнемотаблиц. Продолжать учить детей делать анализ предложения.
2.Развивать у детей фонематический слух и умение определять место звука в слове.
3.Закреплять у детей правила правописания и способы чтения. Повторить правила ча-чу.
4.Способствовать развитию мелкой моторики и развивать сотрудничество у детей на занятии.

Организационный момент.
Звучит музыка «АБВГД-ейка». Дети заходят в группу, садятся в круг на стулья.
Воспитатель: — Ребята, волшебница «АБВГД-ейка» сегодня приглашает нас в сказку.
Воспитатель: — Посреди сказочного океана находится чудо-остров. На том острове проживает в мире и согласие несметное количество живых существ. Днем и ночью остров был наполнен веселым гомоном (шумом). Чего только не умели его обитатели!
- С самого утра деловито жужжат жуки и шмели: Ж-Ж-Ж;
- Тоненько зудят остроносые комары; З-З-З;
- В траве весело стрекочет зеленый кузнечик; Ч-Ч-Ч.

Воспитатель: — Все любили доброго, маленького зеленого кузнечика. Одна лишь старая черепаха его терпеть не могла. Черепаха любила спать до обеда
И утреннее стрекотание, ее очень раздражало. Черепаха решила лишить кузнечика голоса, принесла воды из заколдованного колодца и сказала кузнечику:
«Что-то ты тихо поешь, чтобы стать самым лучшим певцом на острове, ты должен выпить это чудо-лекарство до последней капельки»,
Кузнечик выпил и забыл свою песню.

Воспитатель: — Ребята, поможем кузнечику вспомнить его песню.
Какой звук издавал кузнечик?

(Дети несколько раз произносят звук Ч)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какой характер у звука Ч?
Добрый или злой?

Дети: - Добрый.
Воспитатель: - Согласный или гласный?
Дети: - Согласный.
Воспитатель: - Твердый или мягкий?
Дети: - Мягкий.
Воспитатель: - Правильно звук «Ч» всегда мягкий, согласный звук.
(На доске выставляется буква Ч).
Воспитатель: - А как вы думаете, на что похожа буква «Ч»?
(Ответы детей).
Воспитатель: — Да, вы правильно решили «Ч» мы пишем как 4.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.

Воспитатель: — Ребята, чтобы помочь кузнечику нам нужно выполнить
Несколько заданий, чтоб его расколдовать. А вот и конверт с заданиями.

Дети присаживаются за стол.

Задание первое: Звуковой анализ слова: «Часы».
(Один ребенок у доски, остальные на местах работают).
Следующее задание: Графическая запись предложения.
«Чудесный был чай». Но прежде чем мы приступим, вспомним три
главных правила  написания предложения. (Отвечают дети).
1. Предложение всегда пишется с большой буквы.
2. Между словами должен быть всегда промежуток.
3. В конце предложения всегда ставим точку.

Воспитатель: - Итак, приступим к выполнению задания.
Чудесный был чай.
А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга,правильно ли вы записали графическую запись предложения.

Следующее задание: Чтение текста. (Ваша задача читать громко и следить внимательно за читающим).
Воспитатель: - Ребята, черепаха очень сильно заколдовала кузнечика, нам нужна еще помощь, а поможет нам в этом логопед Марина Анатольевна
Логопед: - Ребята, черепаха приготовила для вас новые испытания. Для того, чтобы расколдовать зеленого кузнечика, нам нужно выполнить несколько заданий.
Черепахе захотелось узнать, дружные ли ребята в группе и она предлагает вам выполнить пальчиковую гимнастику.

1.Пальчиковая гимнастика.
Мальчишки весело шагали, (сгибать пальцы рук в кулаки)
Мальчишки слоги повторяли:
Ча -чо- чу- чи- че (загибать по очереди пальцы рук)
Ча- чо- чу- чи- че
Рядом девочки шагали, (сгибать пальцы рук в кулаки)
Тоже слоги повторяли:
Ча-чо-чу-чи-че, (загибать по очереди пальцы рук)
Ча-чо-чу-чи-че.
Все вместе:
Ча-чо-чу-чи-че, (загибать по очереди пальцы рук)
Ча-чо-чу-чи-че.
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

2. Черепаха предложила поиграть в такую игру. Она хочет проверить вашу память. Нужно запомнить названия предметов на картинках и проговорить их в определенной последовательности, не переставляя местами.
Картинки: Значок. Качели. Печка
Ключ. Чеснок. Свечка.
Картинки: 

Значок. Качели. Печка. Ключ. Чеснок. Свечка

Бабочка. Печенье. Мяч. Чайка. Чашка. Калач

Дети повторяют, с заданием справляются.
Логопед: - Молодцы, справились с заданием!

3. Посмотрите, ребята, черепаха принесла заколдованные таблицы!
Попробуем их разгадать?
(МНЕМОТАБЛИЦЫ)
*НА ТАЧКЕ ВОЗЯТ КИРПИЧИ ДЛЯ ДАЧКИ.
*ШУБА У ОВЕЧКИ ТЕПЛЕЕ ЛЮБОЙ ПЕЧКИ.
И с этим заданием вы справились!

4. Черепаха усложняет задания. Нужно выучить стишки, пользуясь Волшебными дорожками (МНЕМОДОРОЖКИ)
К БАБУШКЕ ПРИЕХАЛ ВНУЧЕК
- ХОЧЕШЬ ЕСТЬ? ПОКУШАЙ СУПЧИК!
ВОТ БАТОНЧИК, ПЫШНЫЙ ПОНЧИК,
ОГУРЕЧИК, БАКЛАЖАНЧИК,
АПЕЛЬСИНЧИК И БАНАНЧИК.
СКУШАЛ ВСЕ НАШ МИЛЫЙ МАЛЬЧИК
И УЛЕГСЯ НА ДИВАНЧИК.
НЕ ШУМИТЕ! ВСЕ! МОЛЧОК!
ОТДЫХАЕТ НАШ ВНУЧОК!

Логопед: - Молодцы! Справились и с этим заданием, расколдовали волшебные дорожки! Какой звук нам часто встречался? Правильно, звук «Ч».

4. Скажите, ребята, какой первый звук в слове ЧЕРЕПАХА?
Правильно, звук Ч. Вот и черепаха очень любит этот звук.
Определите, где находится звук Ч — в начале, середине или в конце слова.

Картинки и схемы  к ним: МЯЧ. СИНИЧКА. ЧАЙНИК. ОДУВАНЧИК. КЛЮЧ. ЧАСЫ.
(Дети определяют позицию звука Ч в словах).

МЯЧ. СИНИЧКА. ЧАЙНИК. ОДУВАНЧИК. КЛЮЧ. ЧАСЫ

5. Черепаха уже почти не сердится. Наверное, вы ей понравились.
Она предлагает разгадать ребусы.

(ЧАСЫ ),( ПОЧТА).

6. И теперь черепаха вместе с вами включается в игру:
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Покачаться захотели?
Вот чудесные …
(качели).
Кто играет в мячик?
Девочка и …
(мальчик).
Каждый пальчик по порядку
Прячьте в теплую …
(перчатку).
Ходит к речке рыбачок,
Ловит рыбку на …
(крючок).
Носит в сумке почту он.
Кто же это …
(почтальон).
А вы заметили, какой звук встретился нам в отгадках?
Правильно, звук  Ч.
Посмотрите, со всеми заданиями вы справились,в разные игры поиграли.
А наша черепаха что-то хочет вам сказать.
«Скоро вы все пойдете в школу. И я решила познакомить вас с правилом, которое очень вам пригодится:
«ЧА пиши с буквой А.
ЧУ пиши с буквой У.»

ЧА пиши с буквой А. ЧУ пиши с буквой У

ЗАПОМНИТЕ ЭТО ПРАВИЛО И НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ!
Воспитатель: - Ребята, вы так хорошо занимались, справились со всеми заданиями и кузнечик вспомнил свою песенку и вместе с вами снова ее запел «Ч-Ч-Ч». Но, а черепахе пришлось смириться с пением кузнечика на чудо — острове. И стали они там жить дружно и весело. Но, а кузнечик всех благодарит за помощь и желает успешно учиться в школе. Всем спасибо. Молодцы!