Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. «Как звери к зиме готовятся»


Авторы публикации Шишмакова Марина Анатольевна и Старкова Татьяна Ивановна
учитель-логопед и воспитатель
МАДОУ «Детский сад №203»
г. Пермь

Тема: «Как звери к зиме готовятся».

Цели:
1. Расширять знания детей о животных, обитающих в наших лесах.
2. Расширять словарный запас детей словами, обозначающими действия предметов, признаки предметов.
3. Развивать общую координацию, мелкую моторику.
4. Формировать интерес к словесным играм, в которых дети могут показать свои знания.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

У нас сегодня много гостей. (Дети здороваются, проходят в группу).
Логопед:
- Мы с вами отправляемся в зимний лес, где нас ждет много интересного и загадочного.
Дети:
- Мы пришли в осенний лес,
Сколько разных там чудес!
Справа - елочки стоят,
Слева — березки на нас глядят.
Вот зайчишка проскакал -
От лисы он убежал!
Это серый волк рыщет -
Он себе добычу ищет.
Вот покатился ежик -
Без головы и ножек.
А там вдали сохатый -
Лось лесной, рогатый.
Медведь по лесу бродит,
И мед себе находит.
Вот какой осенний лес -
Полон разных он чудес!

(Стихотворение с выполнением движений).
Логопед:
- Мы пришли на поляну. К нам спешит ежик с заданием.
Вам нужно отгадать загадки.
«Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой».
(Лиса).

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос».
(Медведь).

«Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета.
Для зимы — другого цвета.
(Заяц)
Дети отгадывают загадки о животных.
(Усложняем задание: назовите первый звук, последний звук в слове, делим слова на слоги и т.д.)
Логопед:
- Проходим дальше в лес. Нас ждет новое задание. Лесные жители притаились, но наблюдают за нами. На старом пне они оставили для нас задание: «Знаете ли вы, как звери к зиме готовятся?»
Заранее два ребенка подготовили пересказы рассказов: «Еж» и «Медведь». Дети рассказали о том, как еж и медведь к зиме приготовились.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (пальчиковая гимнастика).
«У лисы в лесу глухом - есть нора, надежный дом.
Не страшны зимой метели белочке в дупле, на ели.
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый — до весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом - всем тепло, уютно в нем».

Дети говорят о том, какой бывает дом у животных: нора, дупло, хатка, берлога, логово.
- Мы продвигаемся вглубь леса. А вот и новое задание от зайчишки.
Он предлагает нам по зашифрованным дорожкам разучить стишки и отгадать загадки.

(МНЕМОДОРОЖКИ)
«В сосне - дупло, в дупле - тепло.
А кто в дупле сидит в тепле?»
 (Белка)

Мнемодорожки

Мнемодорожки

«В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит 
И на нас глядит».

(Дети разучивают небольшие стихи).
Логопед:
- Молодцы! Отправляемся дальше в лес по лесной тропинке. А вот и старичок-лесовичок! Кого же он ждет? Оказывается, вас, ребята!
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ: «Как старичок-лесовичок лесной парад принимал».
Старичок благодарит ребят за сказку.
- А вот и белка с новым заданием!
Задание: «Кто лишний?»
(Дети объясняют)
Волк, заяц, коза, медведь.
Лось, корова, лиса, барсук.
Кролик, белка, заяц, кабан.

(все сопровождается показом картинок)
Логопед объясняет, откуда появились названия животных:
«Волк - волоком тащит добычу, уволакивает.
Медведь - знает, ведает, где мед находится.

Логопед:
- А теперь отгадайте ребусы. (ВОЛК, ЗАЯЦ). Дети разгадывают ребусы.
Логопед предлагает из заранее вырезанных детьми картинок выполнить аппликацию «В лесу». Нужно разместить персонажей инсценированной сказки на листе бумаги. Выполнить работу аккуратно. (Дети выполняют аппликацию).
ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Показ аппликации гостям. Поблагодарить детей за работу на занятии.