Занятии по грамоте в подготовительной к школе группе. «В гости к зеленому кузнечику»


Авторы публикации Шишмакова Марина Анатольевна и Старкова Татьяна Ивановна
учитель-логопед и воспитатель
МАДОУ «Детский сад №203»
г. Пермь

Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте (совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда).

Цели: «Продолжаем знакомство со звуком и буквой «Ч».
Задачи:
1. Учить детей подбирать рифмы, знакомить с многозначными словами.
2.Развивать у детей фонематический слух и умение определять место звука в слове.
3.Способствовать развитию мелкой и общей моторики и развивать сотрудничество у детей на занятии.
4. Развивать словарь и грамматический строй речи.
Организационный момент.
Звучит музыка «В траве сидел кузнечик». Дети заходят в группу, садятся в круг на стулья.
Воспитатель: Ребята, зеленый кузнечик сегодня приглашает нас на занятие. Сегодня мы отправимся в

путешествие по лесным тропинкам. И постараемся выполнить все задания, которые приготовил для нас кузнечик.
Воспитатель: В зеленом летнем лесу с самого утра переполох:
- Тоненько звенят остроносые комары: З-З-З;
- В траве весело стрекочут зеленые кузнечики: Ч-Ч-Ч.
- Шипят змеи: Ш-Ш-Ш.
- Жужжат жуки и пчелы: Ж-Ж-Ж.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с кузнечиком вспомним его песню.
Какой звук издает кузнечик?
(Дети несколько раз произносят звук Ч)
Посмотрите, и он старается произнести звук Ч правильно и красиво.
Воспитатель: А поможет нам выполнить разные задания кузнечика логопед Марина Анатольевна.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Посмотрим, какие задания приготовил наш кузнечик.
1. Около грибка конверт с заданием.
Нужно вспомнить все-все о звуке Ч.
Анализ артикуляции звука «Ч» и его характеристика:
- губы: в улыбке
- зубы: разомкнуты
- язык: за верхними зубами, затем под воздействием воздушной струи принимает форму чашечки,

спинка языка поднята к небу
- голосовые связки: не работают
- воздушная струя: теплая, короткая
«Ч» — согласный, мягкий, глухой.
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
Логопед: «Молодцы! Справились заданием.
2. Проходим вглубь леса. Около старого пня следующее задание
(Работа по развитию фонематического слуха.) Я назову звуки, а вы дружно хлопайте в ладоши, если услышите звук «Ч».

(Аналогичная работа — услышь звук в слогах, затем — в словах).
Ч-Ш-Ж-С-Ч-З-Ж-Ч-Ц-Ш-Ж-Ч-З-Ц
ЧА-ША-ЖА-СА-ЧО-ЗО-ЖО-ЧУ-ЗУ-ЦУ
ЧАСЫ-ШАЙБА-ЖУК-ЧАС-ЗАЯЦ-ЧУЛОК
Логопед: Молодцы, ребята!
3. Около дубка остановимся. На листке следующее задание.
Автоматизация в слогах.
ЧА-ЧА-ЧА - увидели грача
ЧУ-ЧУ-ЧУ — подойдем к грачу
ЧИ–ЧИ-ЧИ — на дереве грачи
АЧ–АЧ–АЧ — сидит на ветке грач
4. Около лесного озера в лодке для нас задание кузнечика.
Автоматизация в словах(картинки)
ЧАСЫ РУЧЕЙ ПЧЕЛА МЯЧ
ЧАШКА ПЕЧЕНЬЕ ДЕВОЧКА ГРАЧ
Дети четко произносят звук Ч в словах.
5. Воспитатель: А сейчас мы покажем кузнечику, какие мы грамотные и как научились подбирать слова к схемам

и умеем определять положение звука в словах.

(Развитие навыка звукового анализа.) Дети подбирают слова к схемам.
6. Посмотрите, к нам ползет черепаха, а на панцире у нее картинки.
(Автоматизация в предложении). Возьмите по картинке и составьте предложение.
Мужчина читает журнал.
Девочка прыгает через веревку.
Чайка летает над морем.
Синичка подлетела к окну.
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием!
7. Логопед: Мы идем дальше по лесной тропинке и выходим на поляну. Около цветка порхает бабочка. И у нее для вас

задание! Но сначала - небольшая разминка.
(Физминутка под музыку).
(Развитие словаря и грамматического строя речи.)
УМЕНЬШИТЕ ПРЕДМЕТЫ:
Чашка-чашечка Коляска-колясочка
Кольцо-колечко Стакан-стаканчик
Стул-стульчик Мяч-мячик
8. Логопед: Деловитая пчела к нам спешит и предлагает найти рифмы.
СПИЧКИ-СИНИЧКИ ДАЧКА-ТАЧКА
СВЕТЛЯЧОК-ВОЛЧОК УЗДЕЧКА-КОЛЕЧКО
ДУДОЧКА-УТОЧКА БОЧКА- ЦЕПОЧКА
9. Воспитатель: Посмотрите, мы подошли к ручейку. В русском языке много многозначных слов. Послушайте стихотворение:
КЛЮЧ РУЧКА
МНОГО РАЗНЫХ ЕСТЬ КЛЮЧЕЙ:                ПОЧКА
КЛЮЧ — РОДНИК СРЕДИ КАМНЕЙ,              БАБОЧКА
КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ ЗАВИТОЙ,                 КИСТОЧКА
И ОБЫЧНЫЙ КЛЮЧ ДВЕРНОЙ.                  КОЛОКОЛЬЧИК
(Дети вспоминают другие многозначные слова, объясняют их значение)

Многозначные слова

Многозначные слова

10. Логопед: Посмотрите, около ручья — стрекоза с заданием: «Чем отличаются слова?»
УТОЧКА-УДОЧКА
ВРАЧ-ГРАЧ
Дети объясняют разницу.

Многозначные слова

11.Логопед: А сейчас мы разучим скороговорки:
«ЧЕРЕПАХА, НЕ СКУЧАЯ
ЧАС СИДИТ ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ».

«ЧЕРЕПАХА ВСЕХ СМЕШИТ,
ПОТОМУ ЧТО НЕ СПЕШИТ.
А КУДА СПЕШИТЬ ТОМУ,
КТО ВСЕГДА В СВОЕМ ДОМУ?»

12. Итог. С каким звуком встретились на занятии?
Что нового узнали? Молодцы, вы хорошо потрудились. Зеленый кузнечик дарит вам игру «Логопедическое домино. Звук Ч».
Я думаю, вам игра понравится!