Пособие на развитие речевого дыхания «Путешествие Белоснежки и семи гномов в страну Дыхания»


Автор публикации Думитраш Ирина Николаевна
учитель-логопед
МБДОУ «Салемальский детский сад «Золотая рыбка»
с.Салемал, Ямальский район, ЯНАО

Цель и задачи пособия:

  • Воспитание целенаправленной воздушной струи;
  • Развитие силы воздушной струи;
  • Активизация губных мышц;
  • Развитие дыхания, посредством выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых звуков.

Описание и содержание: Развивающее панно. Может размещаться как на стене (креплением двухсторонним скотчем либо приклеенными петлями из тесьмы с обратной стороны на крючки), так и располагаться на столе. На панно изображен сюжет «Путешествие Белоснежки и семи гномов в страну Дыхания», где Белоснежка, путешествуя, знакомится с каждый из семи гномов, узнаёт об их увлечениях, помогая им, преодолевая при том препятствия на своё пути к дому, где живёт Дыхание. Путешествие сопровождается стихотворным текстом. (Приложение 1).
При выполнении упражнений на воспитание воздушной струи, формируется правильный плавный выдох воздушной струи лиц с ОВЗ. Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственной деятельности через игровые упражнения обучающего характера. Пособие может использоваться как цикл заданий по данному виду работы.
С помощью данного пособия проводится работа на развитие речевого дыхания (длительного плавного целенаправленного ротового выдоха, развитие силы голоса и воздушной струи).
Параллельно это пособие может совершенствовать:

- грамматический строй речи:

  • образование существительных с уменьшительными суффиксами (гном – гномик);
  • образование притяжательных прилагательных: «Чей? Чья? Чьё» (Лапа медведя — чья лапа? Медвежья лапа. Плавник щуки – чей плавник? Щучий плавник.);
  • пополнение пассивного словаря относительными прилагательными (ягоды какие — красные, вкусные, лесные; дорога какая – широкая, узкая, длинная; бабочки какие – лёгкие, воздушные, красивые, яркие; щуки какие – злые, страшные, зубастые);

- экспрессивную речь:

  • словами – антонимами: высоко — низко, далеко — близко, летает — не летает, весёлый – грустный, сильный — слабый, злой – добрый, умный — глупый;
  • словами с приставочными глаголами: считать, летать, капать, плавать, светить (Дождик капает из тучи. Знайка и Белоснежка считают ягоды. Гном летает на ракете. Ветерок дует на дубовые листья. Лягушка плавает в озере) и т.д.; или (Муравей перебежал дорогу. Муравей забежал за муравейник. Муравей выбежал из домика. Муравей прибежал к муравейнику. Муравей оббежал муравейник.);

- совершенствовать навык слогового анализа: упражнение «Раздели на слоги» (дом, гном, ля-гуш-ка, му-ра-вей, мед-ведь, кро-вать, сол-нце и т.д);
- согласование количественных числительных (от 1 до 10 и обратно) и существительных;
- развитие фонематических представлений: определение места автоматизируемого звука в именах гномов; нахождение предметов, в словах которых встречается звук [Р] (дорога, ворона, Игрун, муравей, муравейник, ракета, кровать, крыша, крыльцо, рот, крона и т.д.);
- обучение ясной шёпотной речи (повторение стихотворений о гномах шёпотом);
- формирование и совершенствование фонематического слуха, отработка силы и координации воздушной струи, отработка чёткой дикции: «Запомни и повтори» (Ша-ша-ша – Шалун, Жду-жду-жду – Ждун, со-со-со – Соня, рун-рун-рун – Игрун и т.д.);
- профилактика нарушений письменной речи «Найди, сколько спряталось лягушек от щук».

Приложение 1 к развивающему панно на развитие речевого дыхания «Путешествие Белоснежки и семи гномов в страну Дыхания» (стихи и игры авторские)

Развивающее панно Путешествие Белоснежки и семи гномов в страну Дыхания

«Кто в дупле?»

Цель: Развитие длительного целенаправленного выдоха. Развитие зрительного гнозиса. Дуем на «закрытое» дупло так, чтобы бумажная «занавеска» приоткрыла картинку – персонаж, находящееся в дупле. Струя воздуха должна быть сильной. За этот короткий временной промежуток необходимо различить изображение на картинке.

Первый гном, зовут Мастак,
Делает он всё не так.
Сделал лестницу такую,
Что достанет лишь другую.
Кто в дупле сидит давно,
Мы узнаем всё равно.
Мы подуем на дупло
И узнаем, кто оно ….(белка).

«Посчитаем ягодки»

Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Согласование количественных числительных (от 1 до 10 и обратно) и существительных.

Знайка ягоды считает,
Сколько их он точно знает.
Посчитаем и мы вместе,
Сколько их? Нам интересно.

«Ветерок считает бабочек»

Цель:Воспитание направленной воздушной струи. Вдох через нос, а затем дуем на бабочек, вытянув губы трубочкой, не надувая щёк.

Шалун бабочек пугает,
Сколько их, совсем не знает.
Мы поможем посчитать.
Их, конечно, ровно … (пять).

«Муравейник»

Цель: Воспитание направленной воздушной струи. Активизация мышц губ.

Игрун играет без оглядки,
Любимая игра — как прятки.
Придумай, где ёго найти,
-За, -около иль -позади.

«Полёт ракеты»

Цель: Развитие дыхания и овладение артикуляцией определённого звука. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. Произнесение слоговых сочетаний.

На месте не сидит Мечтатель,
Он к солнцу в небо полетит.
Ты помоги ему (имя ребёнка).
Мотор скорее завести:
«ды-ды-ды-дыррррр».

«Птицы улетели»

Цель: Развитие более глубокого вдоха и более длительного выдоха. Предлагается сдуть птиц с территории страны Дыхания, т.е. за пределы данного развивающего панно. После правильного выполнения этого упражнения предлагается взять дополнительно дудочку и подуть в неё.

Кто встречает, провожает,
И без устали всех ждёт.
Кто на дудочке сыграет,
Кто нам песенки споёт.
Да, конечно, это Ждун,
Не Шалун и не Игрун.
Дудочку бери скорей,
Созывай гусей-друзей!

«Что приснилось гному?» 

Цель: Развитие длительного целенаправленного выдоха. Развитие зрительного гнозиса. Дуем на «закрытую» бумажную «занавеску», чтобы приоткрыть картинку — образ сна гнома.

Вот Засоня видит сон,
Может снится ему конь,
Может снится колесница,
Очень быстрая, как львица?
Дуем, дуем, посмотри …
Там машина, не шумим …