Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. «Звук и буква щ»


Автор публикации Калинина Ирина Михайловна
учитель-логопед
МБДОУ №57 «Почемучка»
г. Мытищи, Московская обл.

ЦЕЛИ:

  1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, фонематический слух.
  2. Развивать артикуляционную и общую моторику.
  3. Закрепить правильное произношение звука Щ.
  4. Развивать навыки словообразования.
  5. Продолжать учить детей производить звукобуквенный анализ слов.
  6. Познакомить с буквой Щ.
  7. Развивать навыки письма и чтения.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Предметные картинки, индивидуальные зеркала, фишки для составления звукового анализа, кассы букв, тетради, ручки, буквари.

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1 Оргмомент: чтение слов по карточкам.

2 Знакомство с темой:
Выделение звука Щ из скороговорки:
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

3 Логопед объясняет и показывает артикуляцию звука Щ (шубки в легкой улыбке, зубки сближены, широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель, по середине языка идет теплая, плавная, длинная струя теплого воздуха, горлышко «молчит». Дети, глядя в зеркала, произносят вслед за логопедом звук Щ.

Произношение глядя в зеркало

Характеристика звука Щ: согласный, всегда мягкий, глухой. Обозначение – зеленый квадрат.

4 Дидактическое упражнение «Хлопните в ладошки, если услышите звук Щ»:
щ, п, к, щ, ща, пы, щу, ащ, ощ, уп, щавель, щетка, корова, ящик, молоток, лещ.

5 Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Ща-ащ, що-ощ, щу-ущ, щи-ищ.
Ащ-ща, ощ-що, ущ-щу, ищ-щи.

6 Повтор за логопедом цепочки слоговых рядов:
Ща-ще-щу-щи, щи-щу-ще-ща
Ащ-ощ-ущ-ищ, ищ-ащ-ущ-ощ.

7 Отбор картинок, в названии которых есть звук Щ.

Отбор картинок со звуком Щ

8 Развитие навыков словообразования. Дидактическое упражнение «Кто это?»
Играет на барабане – барабанщик, танцует на сцене – танцовщик, упаковывает товары – упаковщик, работает на кране – крановщик, убирает помещение – уборщик, регулирует уличное движение – регулировщик.

9 Придумать слова со звуком Щ по заданию: звук Щ стоит в начале слова, в конце и в середине.

10 Дидактическое упражнение «Измени слово»: заменить первый звук в слове на звук Щ, какие слова получились? Составление с каждой парой слов предложений:
Кепка-щепка, мука-щука, кит-щит, река-щека, венок-щенок, полка-щелка.

11 Физминутка. Развитие общей моторики.
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Вот она какая,
Славная, большая!
Щука плавает кругами.
Щука щёлкает зубами.
Ну и зубы – как пила!
Где такие ты взяла?

12 Выделение слов со звуком Щ из рассказа «В роще».
Весной в рощу прилетают щеглы. Шумно хлопочут в роще красногрудые щеглы. Слышно, как трещат сучья и веточки. Это щеглы ищут материал для жилища. Построив жилище, щеглы выводят птенцов. Щеглята не умеют летать. Они сидят на ветке и пищат. А родители-щеглы носят им пищу. Они ищут корм щеглятам в роще и на полях.

13 Заучивание чистоговорок и скороговорок:
Ща-ща-ща — ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу — я тебя ищу.
Ще-ще-ще — я в плаще.
Щи-щи-щи — мы ели щи.
Ащ-ащ-ащ — у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ — у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ — вьется плющ.
Тщетно тщится щука ущемить леща.

14 Знакомство с буквой Щ.
1) На расческу Щ похожа
Три зубца всего! Ну что же? (Е.Тарлапан).
Рассматривание буквы, определение количества элементов.
2) Игры с буквой:
Узнавание правильно написанной буквы Щ

Узнавание правильно написанной буквы Щ

Выкладывание буквы Щ из счетных палочек

Выкладывание буквы Щ из счетных палочек

3) Отыскивание буквы Щ щ в кассах.
4) Звукобуквенный анализ слова.
Загадка: Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (щука).

Звукобуквенный анализ слова

5) Пальчиковая гимнастика:
Щука хищная, зубастая, (Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки)
Для лещей, плотвы опасная. («Щука» щелкает «зубами»-пальцами)
Ищет, чем бы поживиться? (Две ладони сложить «лодочкой», руками)
Кто-то там в воде резвится.. (совершать движения, напоминающие движения рыб в воде)
Чей-то рядом хвост мелькает. (Помахать кистями рук, как хвостом)
Хвать! Туг щука не зевает! («Пасть» щуки захлопывается)
Но попалась на крючок. (Указательным пальцем изобразить «крючок»)
Тащит щуку рыбачок. (Перебирать руками воображаемую леску)
6) Печатание буквы Щ щ в тетрадях

Печатание буквы Щ щ в тетрадях

7) Печатание слов и предложений:

Печатание слов и предложений

Печатание слов и предложений

15 Чтение логопедического букваря Е.М.Косиновой хором и индивидуально.

Чтение логопедического букваря Е.М.Косиновой хором и индивидуально

16 Подведение итогов.
- С каким звуком и буквой мы познакомились? Дайте характеристику звуку.