Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения


Обобщение опыта.

Автор публикации Разумец Александра Владимировна
учитель-логопед
МБДОО «Детский сад №10»
г. Зима, Иркутская область

Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Исходя из этого, я поставила перед собой цель: развитие артикуляционной моторики дошкольников, способствующее устранению недостатков произношения.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Подобрать эффективные методы формирования произносительных возможностей дошкольников.
3. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
4. Пополнить развивающую среду кабинета.
Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичёва и др.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Работу по данной теме начала с обследования дошкольников с целью выявления готовности артикуляционного аппарата детей к становлению звуковой стороны речи. Обследование показало, что большинство упражнений дети выполняют замедленно и напряженно, испытывают затруднения с поиском нужной позы или совсем не выполняют движений.
Исходя из этого, был намечен план работы по данной теме.

№ п/п

Содержание

1

Изучение методической литературы.

2

Анкетирование родителей с целью выявления уровня педагогической освещенности по данной теме

3

Проведение семинара – практикума для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

4

Изготовление буклетов для родителей «Артикуляционная гимнастика. Что это такое?», «Комплексы артикуляционной гимнастики»

5

Оформление папки – передвижки:
«Этот маленький дружок – твой веселый язычок».

6

Консультирование по теме: «Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна», «Рекомендации по проведению артикуляционной имнастики».

7

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

8

Оформление картотеки артикуляционных упражнений.

При работе придерживалась следующих аспектов:

  • Артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно, на НОД логопеда и воспитателей, а также в режимные моменты, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
  • Артикуляционная гимнастика проводилась в группе в течении дня 2-3 раза, сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  • Комплекс упражнений сочетал в себе статические и динамические упражнения.
  • При выполнении новых упражнений обязательно закреплялись старые.
  • Перед артикуляционными упражнениями использовались дыхательные, голосовые, мимические.
  • Комплексы артикуляционной гимнастики, для сохранения интереса и поддержания мотивации ребёнка к НОД соответствовали годовому тематическому планированию.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, стремилась выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
На наших занятиях использовала следующие формы проведения артикуляционной гимнастики:

1. Упражнения — стихокомплексы. Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.

2. Использование рисунков-подсказок, картинок-образов. Выступают в роли наглядного символа артикуляционной позы. Они могут быть собраны в схемы или демонстрироваться как отдельный образ.

3. Использование куклы – муляжа бегемотик Жужа. Данная игрушка во время логопедических занятий, позволяет наглядно показать детям принципы и приемы артикуляционной гимнастики, а так же простейшие приемы постановки звукопроизношения. У игрушки четко обозначены, рот, язык, зубы.

4. Логоритмическая гимнастика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.

5. Театрализация как форма проведения артикуляционной гимнастики. Дети самостоятельно обыгрывают сюжет сказки и демонстрируют образы главных героев. Язык выступает как помощник показа тех или иных образов и сюжетов.

6. Использование элементов биоэнергопластики. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

7. Встречи с героями веселых полянок. На «полянке» подобран комплекс картинок образов артикуляционных движений. Ребёнок раскрашивает их, рассказывает сказку или просто называет движение и выполняет гимнастику.

8. Сказочные истории из жизни Язычка. Ребёнок рассказывает сказку и демонстрирует движения языка. Эти истории могут сопровождаться и пальчиковым театром и биоэнергопластикой и театрализацией.

9. Упражнения для формирования воздушной струи.

10. Использование нетрадиционных упражнений с бусиной, джемом и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Дети не замечали, что их учат, т.к. занятия стали интересными, увлекательными, эмоциональными. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
С целью информирования родителей о формах и методах подготовки органов артикуляции детей к правильному произношению, был организован семинар – практикум для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», открытые занятия с дошкольниками, беседы (индивидуальные и групповые), консультации, оформлены папки-передвижки, фото-презентации, совместно с родителями дети пополняли сборник сказок о «Веселом Язычке» своими собственными сочинениями, изготавливали перчатки для выполнения упражнений биоэнергопластики.
По результатам проделанной работы было проведено повторное обследование, которое показало, что состояние артикуляционной моторики значительно улучшилось: низкий уровень снизился на 9%, а высокий уровень повысился на 41% .
Таким образом, в процессе работы над данной темой у детей повысился уровень развития артикуляционной моторики, появился интерес к трудоемкому процессу освоения правильного произношения, а также возросла педагогическая грамотность родителей.

1. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей спец. школ, изд. 5, М., Учпедгиз, 1959.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.

3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

4. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.

5. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Астрель, 2007.

6. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М.: ООО «Парус — Сервис», 2007.

7. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.

8. Репина З.А., Буйко В. И. Уроки  логопедии. – М.: ЛИТУР, 2005.

9. Костыгина В.Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000.

10. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми