Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР III уровня на тему: «Восклицательная интонация»


Автор публикации Рубцова Мария Александровна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3»
г. Смоленск

Цель: Формирование восклицательной интонации в импрессивной речи на материале восклицательных междометий и предложений.

Задачи:
1)Формирование восприятия восклицательной интонации;
2) Ознакомление с восклицательным знаком препинания;
3) Развитие мыслительных операций;
4) Развитие мелкой моторики;
5) Воспитание бережного отношения к раздаточному материалу.

План занятия:
I. Оргмомент;
II. Сообщение темы занятия;
III Изучение нового материала;
IV. Физкультминутка;
V. Закрепление изученного материала;
VI. Итог.

Ход занятия

I Оргмомент.

Л.: Ребята, посмотрите на картинку. На ней изображена девочка, она танцует, ей весело, она радостно скачет: Оп! Оп! Оп!
(Аналогично рассматриваются картинки, соотносимые с междометиями: ау!, ой!)
(Затем логопед еще раз называет междометия и показывает соответствующие рисунки).

II Сообщение темы.

Л.: Ребята, как я говорю слова: громко, восклицательно или спокойно?
Д.: Громко, восклицательно!
Л.: Восклицательно можно произнести и целое предложение.

III. Изучение нового материала.
Какая чудесная погода! Как ярко светит солнце! Как много на улице снега!
Л.: Когда мы произносим восклицательное предложение, голос наш резко повышается.
Какой сильный мороз на улице!
(Логопед совершает движение рукой вверх)
Л.: Ребята, сейчас я буду говорить вам разные предложения, а вы внимательно слушайте. Если я скажу восклицательное предложение, поднимайте руку вверх. Вот так! (Логопед показывает).
Я так стараюсь! Как никто!
Но получается не то.
Хотел вчера погладить кошку.
Утюг достал… Она – в окошко!
Потом решил носки связать.
Те перестали налезать.
Сидеть велели с младшим братом.
Я сел… А он уполз куда-то!
М. Лукашкина

IV. Физкультминутка.
Л.: Ребята, мы будем обозначать восклицательные предложения восклицательным знаком. (Логопед показывает карточку с изображением восклицательного знака.
Логопед раздает детям фишки с изображением восклицательного знака)
.
Л.: Ребята, я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушаете его и выложите столько фишек, сколько будет в рассказе восклицательных предложений.
Наступила зима. Наступили морозы. Солнце светит ярко! Снег сверкает! На горке катаются дети. Ах, как весело ребятам!
(Дети выкладывают).

V. Закрепление изученного материала.
(Логопед раздает детям сигнальные карточки с изображением восклицательного знака).
Л.: Ребята, я буду читать предложения, ели услышите восклицательное, поднимайте сигнальную карточку.
Ох-ох-ох, ох-ох-ох, здесь такой переполох!
Около дома стоит машина.
Какие вкусные конфеты!
На улице холодно.
Ах, как холодно!

VI. Итог.
Л.: Ребята, какие предложения мы сегодня изучали?
Д.: Восклицательные.
Л.: Каким движением руки мы его обозначаем?
Д.: Вверх.
Л.: А каким знаком мы обозначаем восклицательные предложения?
Д.: Восклицательным.
Л.: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо занимались.