Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике


Автор публикации Ишечкина Яна Анатольевна
учитель-логопед
МБДОУ МО «Детский сад №132»
г. Краснодар

Нетрадиционные методы воздействия учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии – эффективные средства коррекции, все чаще применяемых в коррекционной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с общим недоразвитием речи.
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
На сегодняшний день методов традиционного воздействия известно достаточно много, но хочется остановиться на одном, который является целесообразным и эффективным: литотерапия.
Литотерапия – это лечение с использованием натуральных природных камней. Изучает влияние камней на организм человека. В более широком представлении — это использование природных минеральных веществ (камней, металлов, глины и т.д.) с целью их воздействия на организм человека
В нашей ежедневной жизни мы непрерывно подвергаемся воздействию невидимых нам энергетических волн от электроприборов, ламп дневного света, компьютеров, мобильных телефонов, элементов транспортных средств и т.д. Этот список можно продолжать до бесконечности. Данные факторы истощают наше здоровье, а тем более детей, оставляя нас опустошенными, напряженными, раздраженными, усталыми, в плохой физической и психической форме. Именно поэтому подходящий минерал может оказаться тем долгожданным решением растущей проблемы усталости человека современного техногенизированного общества.
При контакте с камнем излучаемая им энергия влияет на тело человека – вплоть до мельчайших клеточек. Поскольку минералы постоянно обмениваются энергией с окружающей средой, при этом возникают самые разнообразные энергетические вибрации в зависимости от индивидуальной структуры природного камня. А затем, в процессе литотерапии между камнем и человеком идет взаимный обмен энергетикой и информацией.
В основе уровня сформированности речевой функции лежат дефектно функционирующие системы головного мозга. Нормализация процессов возбуждения и торможения является одной из точек приложения литотерапии. Предотвратить расстройства нервной системы, снять депрессию у детей и просто улучшить настроение можно с помощью массажа рук минералами.
Эффективным оказывается массаж драгоценными камнями биологически активных участков на коже человека. Массаж обеспечивает расслабление мускулатуры, улучшает кровоснабжение тканей и органов, помогает снять внутреннее напряжение, способствует снятию болей и заживлению ран.
Знакомство детей с минералами имеет большое развивающее значение в жизни детей с ОНР и интеллектуальной недостаточностью.
Игры с минералами благоприятно влияют на развитие познавательных способностей ребенка, плодотворно действуют на развитие мелкой моторики рук. Так же за счет увеличения словарного запаса (существительные, прилагательные, глаголы) развивается речь. Говорящие дети при игре проговаривают новые слова, а у неговорящих увеличивается пассивный словарь.
В качестве ручного тренажера в литотерапии традиционно используются четки из натуральных камней. Четки делят на круглые и плоские. Перебирание четок сегодня не является признаком религиозности. Это занятие способствует не только успокоению нервной системы, концентрирует внимание, но и развивает ловкость и силу пальцев. Бусины могут быть разного размера и широкого ассортимента ценных камней.
Терапевтические возможности нетрадиционной медицины — литотерапии содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.