Игры и творческие задания для развития выразительной речи


Автор публикации Баранова Лидия Викторовна
учитель-логопед
г. Казань

На фоне прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Формирование "умных" эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
То, что писал Л.С. Выготский о феномене "засушенное сердце" (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, "обесчувствованию" способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Значимое место в эмоциональной сфере занимает умение говорить выразительно. Что значит говорить выразительно? Исходя из толкования слов, "выразительность" предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивая самое важное, главное в своем высказывании; "выразительно говорить" — говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей.
Следует помнить, что выразительно в речи то, что выделяется на общем фоне, что задевает за живое, будит внимание, вызывает интерес. Одним из главных средств выразительности является тон высказывания. Одно и то же можно сказать разным тоном, выражая при этом самое разное отношение к произносимому и вызывая разное отношение слушателей к тому, о чем вы говорите. Выполняя это упражнение, вы научитесь правильно интонировать — выделять паузами и голосом наиболее значимую информацию. Правильное интонирование — первое условие выразительности звучащей речи.
Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты; правильно, в соответствии со знаками препинания, делайте паузы: «запятая» — незначительная пауза; «двоеточие» — длительная пауза перед пояснением; «тире» достаточно длительная пауза при сравнении или сопоставлении; «точка с запятой» — длительная пауза в конце смыслового отрывка.
Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
Испокон века: книга растит человека!
«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов.
Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.
«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.
«Выбери признак, который есть у других объектов». Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.
Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.
«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку.
Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся — светящимся бывает цвет; холодной бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.
«Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… — что такое же у другого объекта», «Что делает так же?».
Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. ПР:
- Воробей что делает?
- Прыгает, как кузнечик суетится, как мышь.
Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышь». Проводится со среднего возраста.
Приведем в качестве примера несколько игровых упражнений и заданий, которые могут быть использованы в работе по развитию восприятия и воспроизведения темпа речи.
"Угадай, как надо делать". Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе. "Мелет мельница зерно". Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: "Мы с Антошкой едем по дорожке", "Ветерок играет с листочками" и т.д.
"Дождик". Логопед читает стихотворение:
Капля раз, капля два. Капля медленно сперва:
Кал, кал, кал.
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять:
Кал, кап, кал.
Зонтик поскорей раскроем. От дождя себя укроем. Кал, кал, кап. Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова "Кал, кал, кал". В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.
"Дятел". Логопед произносит двустишие несколько раз в разном темпе;
Дятел дерево долбит.
На весь лес он стучит.
Детям предлагается произносить слова "тук-тук, тук-тук" в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зави­симости от просьбы логопеда.
Формирование интонационной выразительности речи в ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:
1. Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.
2. Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз. В данных заданиях широко используются игры и инсценировки ("Далеко или близко?", "Заблудились", "Высоко или низко". "Три медведя") и т.д.
3. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков и т.д.
4. Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двух—трех звуков: ау, ои, ауи, аза, усо и т.д.
5. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух—трех гласных звуков: у — беззвучная артикуляция — ау, ауиу — шепотное произнесение — ау, ауиу — тихое произнесение — ау, ауиу — громкое произнесение — ау, ауи и т.д.
6. Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков — громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса.
7. Повышение и понижение голоса при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух—трех гласных звуков, слогов.
8. Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков: А а, А а, А а
9. Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков.
Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационномелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:
1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся понижением мелодики на ударном слоге слова,стоящего под синтагматическим ударением: Это Маша. Маша поет. На улице ранняя весна. И т.д.
2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложение без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением: Маша пришла? Маша пришла? Маша поет песню? Маша поет песню? Маша поет песню?
3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове: Как Маша поет? Когда он приедет? Сколько в саду детей? И т. д.
4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой: Какая она красавица! Это же мама! Доброе утро! и т.д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, просительности):
За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку! и его сокращение: Смотри начинай работу! И т.д.
В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т.д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т.д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый еж и его ежиха.
Серый еж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них — очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ. -
В дом лесной вернутся еж,
Ежик и ежиха, Если сказку ты прочтешь Тихо, Тихо, Тихо…
(С. Маршак)
Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи.
Итак, зная, что ведущая деятельность у дошкольника это игра, вся работа по выразительности речи строится на играх и творческих заданиях. Они подбираются с учетом особенностей и способностей детей. Данный тип заданий требует от педагога не только знание методики, но и личный творческий подход. Работа над выразительностью речи не должна ограничиваться стенами детского сада. Родители, бабушки и дедушки также должны уделять внимание эмоциональной и образной выразительности речи детей в повседневной жизни.