Конспект непосредственной подгрупповой образовательной деятельности по преодолению дизартрии по теме «Учимся различать звуки «С» и «Ш»


Автор публикации Поскотинова Ольга Александровна
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №17 «Ручеёк»
г. Северодвинска

Цель: дифференциация звуков «С» и «Ш» в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:
Образовательные:

  • Учить детей дифференцировать звуки «С» и «Ш» на слух;
  • Продолжать закреплять в речи детей правильное произношение звуков «С» и «Ш» в словах, словосочетаниях и предложениях;
  • Уточнить знания детей и активизировать словарь по теме «Поздняя осень».

Развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие, мышление, внимание, вербальную память детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение действовать сообща.

Оборудование: панно «Дикие животные поздней осенью», картинки-нелепицы, символы правильного произношения звуков «С» и «Ш», игрушки Говорящий хомяк и др., аудиозапись песни «Раз морозною зимой», картинки для игры «Кому что нужно», геометрические фигуры жёлтого цвета, шнурки и вырезанные из жёлтого картона колечки.

Возраст детей: подготовительная группа.

Предварительная работа: непосредственная образовательная деятельность по дифференциации звуков «С» и «Ш» изолированно, в слогах и словах.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1. Организационный момент: дети проходят в логопедический кабинет по «волшебной дорожке»: на полу дорожка из обручей, рядом выложены слоги с буквами С и Ш. Шагнуть в обруч можно после того, как прочитаешь слог. В последнем обруче перевёрнутые обратной стороной карточки с буквами С и Ш. Ребёнок переворачивает карточку, называет букву и придумывает слово, которое начинается с данного звука. В кабинете дети останавливаются возле панно «Дикие животные поздней осенью», рассматривают его, отвечают на вопросы логопеда: «Какое сейчас время года? Какое время года в лесу? Почему? Назови признаки поздней осени на картине. Какое время года наступает после осени?» Логопед показывает детям игрушку «Говорящий хомяк» и предлагает попутешествовать с хомячком, встретиться с его друзьями дикими животными и посмотреть, как они встречают зиму и научить хомячка правильно произносить и различать звуки «С» и «Ш».

2. Артикуляционная гимнастика и уточнение произношения звуков «С» и «Ш»: дети находят на картине первое дикое животное – медведя. Он уже спит в своей берлоге. Логопед предлагает детям послушать песню про то, почему медведь спит зимой и выполнить упражнения для язычка. Дети садятся на стульчики и выполняют артикуляционные упражнения «Заборчик – трубочка», «Бублик», «Чашечка», «Горка», «Чашечка – горка» под песню «Раз морозною зимой». Затем рассказывают о правильной артикуляции звуков «С» и «Ш» по картинкам-символам: при произнесении звука «С» губы улыбаются, язычок принимает форму «Горки», его кончик направлен вниз. При произнесении звука «Ш» губы округляются «Бубликом», язычок принимает форму «Чашечки», его кончик направлен вверх.

3. Упражнения в произнесении «С» и «Ш» в словосочетаниях и предложениях. Дети находят на панно других диких животных, объясняют, как они готовятся к зиме и выполняют их задания.
1) Дети рассматривают изображение зайчика и отвечают на вопрос о том, как зайцы готовятся к зиме: зайцы линяют, меняют серую осеннюю шубку на пушистую зимнюю, белая шубка помогает зайцу спрятаться от хищников зимой. Логопед предлагает детям поиграть с игрушками в весёлые логопедические прятки. Дети садятся за стол, перед ними игрушки: Крош, Нюша, лошадка, шишка, груша, гармошка. Дети подбирают к словам логопеда «быстрая», «спелая» и т.д. название подходящей игрушки, составляя и проговаривая словосочетания: быстрая лошадка, спелая груша, смешная Нюша, шустрый Крош, голосистая матрёшка, сосновая шишка. Затем проводится игра «Что изменилось», в ходе игры дети прячут игрушки и вспоминают словосочетания.
2) На панно дети находят изображение ёжика. Ёжик спит в норке, укрывшись сухими листочками. Дети выполняют задание ёжика: играют в игру «Кому что нужно». На доске изображение парашютиста, штангиста, машиниста, Саши, старушки, пастушка, малыша. На столе карточки с изображением штанги, стада, шерстяных ниток и спиц, самоката, пустышки, шахмат, поезда. Дети подбирают к своим картинкам нужные карточки и составляют предложения «Машинисту нужен поезд. Парашютисту нужен парашют» и т.д.
3) На панно дети находят белку, отвечают на вопрос о том, как готовится к зиме белка. Белочка очень спешила, собирала запасы. Дети играют в игру «Поспешишь – людей насмешишь», рассматривая картинки – нелепицы и отвечая на вопросы о том, в чём ошибся художник: «На картинке собака выгуливает Сашу. Правильно: Саша выгуливает собаку». Нелепицы «На деревьях растут сушки», «Дедушка Мороз ловит бабочек», «На небе светит два солнышка», «Саша учит старика и старушку».
4) Последнее животное, с которым хомячок встречается в лесу – это лиса в пушистой и тёплой зимней шубке. Лиса – хищница. Она охотится не только на зайцев, но и на мышей – мышкует. Дети играют в игру «Накорми мышку»: логопед предъявляет детям геометрические фигуры и просит запомнить словосочетания: прямоугольник – пластмассовая машинка, большой круг – соломенная шляпа, треугольник – спелая груша, трапеция – высокая крыша, маленький круг – сладкая вишня, а затем показывает фигуру и просит вспомнить словосочетание. Тот, кто вспомнил, проговаривает словосочетание для хомячка громко и чётко, чтобы он смог повторить, и отдаёт мышке геометрическую фигуру – это кусочек сыра.

4. Упражнение на развитие мелкой моторики и речевого дыхания: путешествие хомячка подходит к концу. Он возвращается в свой домик и просит детей выполнить ещё одно задание – собрать связки сушек. Перед детьми шнурки и вырезанные из жёлтой бумаги сушки. Дети нанизывают на шнурок сушки и считают на одном выдохе: одна вкусная сушка, две вкусные сушки, три вкусные сушки, четыре вкусные сушки.

5. Подведение итогов: хомячок угощает детей настоящими сушками. Логопед оценивает работу каждого ребёнка.