Открытое мероприятие в логопедической группе «Мама, папа и я – грамотная семья!»


Автор публикации Крапивко Елена Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ №25,
г.Норильск, Красноярский край

Задачи:

- Закреплять умение подбирать родственные слова;
- Продолжать учить составлять предложения и рассказы с заданными родственными словами;
- Развивать внимание, память, мышление, творческие способности;
- Воспитывать умение играть в команде, чувство коллективизма, инициативность;
- Показать родителям необходимость умения детей подбирать родственные слова.

Оборудование: предметные картинки с изображениями воды и руки; карточки с написанными словами-родственниками для составления предложений; карточки со списками слов-родственников к словам друг и уши; карточки с заданиями для каждого взрослого.

Первый конкурс: назвать слово, которое не является родственным к остальным словам.

Дети делятся на команды, им по очереди предъявляется цепочка слов.

Щука, щучий, щепочка, щучка, щуренок.
Крошка, окрошка, крошить, закрашивать.
Ель, еловый, елочки, съел, ельник.
Трава, травушка, отрава, травяной.
Головка, головастик, головной, голодный, трехголовый.
Голосить, голосовой, голый, голосишко.
Грачонок, грачиные, граница, грачевник.
Конный, конюшня, конфетка, конезавод.
Глупый, глубокий, глупыш, поглупеть.
Мороз, мороженое, морс, заморозки.

Второй конкурс: подобрать родственные слова к заданному слову.

Капитаны выбирают предметную картинку, обозначающую заданное слово. Команды по очереди называют слова к заданному им главному слову.

Вода — водичка, водица, водяной, водопад, наводнение, водопой, водонос, водовоз, водянистый, водка, водянка, водолаз, водолазный, подводный, подводники, водоем.
Рука — ручка, ручища, ручонка, рученька, ручной, подручный, наручники, рукава, нарукавники, рукавицы, рукавички, рукоделие, рукодельница, рукопашный, рукопожатие, руководить, руководитель.

Третий конкурс: назвать слова-родственники из прочитанных стихотворений.
При затруднении детям помогают родители.

Осинки растут в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами — подосиновики,
Такие грибы красивые.

Стеклянная посуда - часто бьется
И много мелких стекол остается.
Все стеклышки собрал я осторожно —
Пораниться случайно ими можно.

Звезды и звездочки
В небе ночном — Звездное очень небо.
Хотелось бы мне
Сосчитать их потом,
Но я звездочетом не был.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склонясь над водой.
Из ивовых прутьев
Плетут старики
Корзиночки долгой зимой.

Четвертый конкурс: «Грамотные взрослые».

Родители выполняют задания на карточках: вставить пропущенную букву и написать проверочное (однокоренное) слово.

Мол..(а, о)ко.
Ст..(а, о)ловая.
Но..(ж, ш)ка.
Ска..(с, з)ка.
К..(а, о)робочка.
Вым..(о, а)чить.
В..(и, е)рхушка.
В..(и, е)селые.
Кни..(ш, ж)ка.
Кру..(ш, ж)ка.
М..(и, я, е)сорубка.
М..(и, е, я)гкотелый.

Пятый конкурс: «Конкурс капитанов» (проводится одновременно с конкурсом родителей.)

Капитаны по очереди в ответ на каждое названное педагогом слова-родственника говорят главное слово.

Главные слова: дорога, дорого.
Дорожка, подорожник, дорогой, дороженька, дорожать, придорожная, подороже, дороговизна, дорожный, подорожало, дороговато, дорожник, удорожание, по-дорожному, бездорожье, дорожить, дороже, подорожание, подорожная, бездорожье.

Шестой конкурс: придумать предложение со словом-родственником.

Капитаны читают карточки с написанными словами-родственниками, по возможности сами читают слово. Участники команды придумывают предложение. У кого длиннее предложение, тот получает один балл. При затруднении детям помогают родители.

Солнце, солнечный, солнышко, солнцепек, подсолнух, подсолнечное, солнцезащитные, солнцелюбивое.

Седьмой конкурс: придумать рассказ с заданными словами-родственниками.

Педагог зачитывает списки родственных слов, а дети с помощью родителей придумывают рассказы. Родители зачитывают получившийся рассказ.

Пример: первой команде дается слово «уши», второй — «друг».

Подведение итогов, награждение команд.

Изготовление книжек-малышек

Изготовленные логопедом несколько книжек для использования на занятии с детьми, рассматривания ими в свободное время, демонстрации родителям в качестве образца на консультации складываются в виде гармошки (высота книжки не менее половины альбомного листа). Картинки можно нарисовать или вырезать и наклеить, под картинкой написать соответствующее родственное слово. На первой странице картинка к главному слову, в конце — рассказ с использованием однокоренных слов.
Родителям можно предложить на выбор карточки с цепочкой родственных слов, где указывалось, что можно изобразить к тому или иному слову. Примерный набор карточек:
малина — малинник — малиновое (варенье) — малиновка;
белый — белоствольная (береза) — белохвостая (птица) — белок (яйцо в разрезе) — белозубая (улыбка) — побелить (красить печь);
береза — березка (маленькое деревце) — березовые (дрова, веник) — березняк (березовый лес) — подберезовик;
рыба — рыбка — рыбища — рыбный (суп) — рыбья (голова) — рыбак — рыбалка — рыболовный (крючок) и т.д.

Дети, изготовившие книжки дома, показывали в группе картинки, называли родственные слова и читали сочиненный рассказ. Остальные дети называли родственные слова из услышанного текста.