Открытое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительгой группе по теме «Птицы весной»


Автор публикации Калашникова Наталья Анатольевна
учитель-логопед 1-й категории
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17″
г. Изобильный, Ставропольский край

Цели коррекционные:
1. Закрепить употребление в речи предлогов: НА, ПОД.
2. Учить образовывать существительные в родительном падеже единственного числа, правильно согласовывая слова в словосочетаниях.
3. Продолжать учить детей делить слова на слоги.
Цели развивающие:
1. Развивать связную выразительную речь.
2. Уточнить представлений детей о птицах; дифференцировать понятия перелётные и зимующие.
3. Совершенствовать процессы зрительной и слуховой памяти, внимания, логического мышления.
4. Формировать правильную осанку; развивать координацию речи с движениями; совершенст­вовать мелкую моторику пальцев рук.
Цели воспитывающие:
1. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к родной природе.
2. Повторить правила поведения в лесу.
Предшествующая работа:
Наблюдение за птицами; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов: «Ласточка», «Птицы весной», «Лесные домишки» и т.д. Заучивание стихов, считалок, загадок о птицах; знакомство с правилами поведения в лесу. Выполнение инструкций с предлогами: НА, ПОД, В; деление слов на слоги.
Словарная работа: зимующие, перелётные.
Индивидуальная работа: дифференциация сонорных звуков с Ромой, Сашей.
Оборудование: загадки о птицах; шапочки с изображением зимующих птиц; костюм птицы; магнитофон, запись голосов птиц, предметные картинки по теме, магнитная доска, зерно для птиц.

Ход нод.

1.Организационный момент.
- Ребята, я сегодня получила интересную телеграмму: «Мы вернулись из тёплых краёв. Ждем вас в лесу!»

2. Беседа по теме.
- Как вы думаете, кто написал это приглашение? (Птицы)
- А вы хотите туда пойти?
- Тогда давайте вспомним, как мы должны вести себя в лесу?
(- В лесу нельзя кричать, чтобы не испугать птиц. Нельзя разводить костры. Нельзя ломать ветки деревьев…)
- Молодцы вы всё правильно сказали. Если мы будем соблюдать эти правила, то можем от­правляться в путь. Ребята, что нужно взять с собой, чтобы угостить птиц? Что любят птицы?
Берут угощения и отправляются в путь.

3. Релаксации. Звучит музыка, дети представляют, что они идут по весеннему лесу. Идут по лесной узкой тропинке, перепрыгивают через бревно, осторожно переходят по мостику через ручей, останавливаются полюбоваться птицами (артикуляционная гимнастика). Увидели птицу — широко улыбнулись (упражнение “Улыбочка”). Спряталась птица — огорчились, вытянули губы трубочкой (упражнение “Трубочка”). Проголодались, решили перекусить (упражнение “Вкусное варенье”). Услышали, как дятел стучит по дереву (упражнение “Дятел”)…
- Ребята, а кто это нас здесь ждёт? Юля, загадай загадку.
- Отгадывают загадку, и появляется птица «ласточка» (воспитатель в костюме птицы).

4. Работа над пересказом текста.
- Ребята, мы знакомы с этой птицей, вспомните, что мы о ней читали.
По очереди вспоминают и пересказывают рассказ: «Ласточка».

5. Дидактические игры и упражнения.
«Ласточка» хвалит детей и даёт им игры-задания. (Благодарят ласточку, отдают ей угощения и она уходит).
Игра «Угадай по описанию» (Дети отгадывают загадки и надевают шапочку с изображением той птицы, которую отгадали).
Чёрный, проворный, кричит: «Крак!»,
Червякам враг. (Ворона).

Жёлтое брюшко у маленькой птички.
А зовут её … (синичка).

Верещунья, белобока,
А зовут её … (сорока).

Всё время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел).

Маленький воришка в сереньком пальтишке.
По дворам шныряет, крошки собирает. (Воробей).

Серая, невзрачная, по лесу летает,
Яйца в гнёзда подкладывает. (Кукушка).

Чёрная как вар. Кричит: «кар-кар” (Ворона).

Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей).

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его… (скворец).

Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко, значит, дождик где-то близко. (Ласточка).
Ребёнок, назвавший ласточку проводит пальчиковую гимнастику «Ласточка».

6. Пальчиковая игра «Ласточка».

7. Подвижная игра «Улетает — не улетает».
Дети в шапочках птиц «разлетаются» на две подгруппы: перелётные и зимующие и выполняют

 8. Упражнение «Прохлопай слово»: си-ни-ца, дя-тел, лас-точ-ка и т.д
Выполняют задание индивидуально. При затруднении задание выполняется хором.
- Птицы хотят поиграть с вами в прятки.

9. Игра «Кого не стало? На доску выставлено 5 картинок с изображением перелётных птиц. Затем игра повторяется на материале зимующих птиц.
Шапочки можно снять, если разделите название вашей птички на слоги.

10. Итог нод.
- Молодцы. Все задания вы выполнили очень хорошо. Я думаю, что птицы остались довольны!
А что вам понравилось больше всего?
Занятие наше закончено.