Индивидуальное занятие. Звуки С-I


Индивидуальное занятие
Тема: дифференциация С-Ш
Задачи:

  • Учить дифференцировать звуки [с] и [ш] по звуковым и артикуляционным признакам
  • расширять словарный запас по теме «Мебель»
  • учить проводить слоговой анализ слов
  • развивать фонематическое восприятие
  • упражнять в употреблении предлогов  под, за, на
  • упражнять в ориентировке на листе бумаги
  • развивать кратковременную зрительную память
  • развивать устойчивость внимания

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых встречаются звуки с, ш; мяч, картинка «Найди отличия»
Речевой материал: полка, подлокотники, письменный стол, книжный шкаф

Ход занятия:
1.Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Бублик»
Упражнение «Трубочка»
Упражнение «Чашечка»
Упражнение «Лягушка»
Упражнение «Хоботок»
Упражнение «Лягушка-хоботок»

2. Характеристика звуков ш, с по артикуляционным и акустическим признакам
Что делали губы, когда произносили Ш ? (губы выдвигались вперед)
Они были похожи на бублик или на трубочку? (они были круглые, как бублик)
Что делал язык, когда ты произносил Ш? (Язык поднимался к небу, за верхние зубы)
Поднеси руку ко рту и скажи ш.
Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта,  когда мы произносим звук [ш]. Гласный или согласный звук [ш]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)
Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)
Сердито произносим звук (это твердый звук)
Какой фишкой будем обозначать звук?
Аналогично – звук С.

3. Игра «Поймай звук»
1) Хлопни, когда услышите звук ш

  • Ш-с-ж-ш-з-ш     
  • Шуба, сумка, школа, соль, мишка, ушко, усы, шина

4. Синтез слогов и слов. (Игра с мячом)
Я бросаю звуки, а ты мне возвращаешь слоги: ш, а. Какой слог вернешь? : (Слог ША)
С-а, С-у-к, …. у-с-ы, к-у-с-т, ш-у-б-а

5. Разложи карточки
Ребенку предлагается разложить картинки на две группы: с-ш.

6. Ориентировка на листе бумаги
Выполнение инструкций:
— Положи слона вверху листа, внизу – мешок и т.д.

7. Разложи, как было
Ребенку дается установка запомнить картинки и их местоположение.
Логопед меняет картинки местами. Ребенку необходимо разложить картинки, как было первоначально.

8. Работа на слоговой структурой слова «Сугробы»
Ребенку предлагается спрятать картинку под нужный сугроб (в соответствии с количеством слогов)

9. Игра «Найди отличия»
Какая комната на картинке?
Назови мебель, которая есть в этой комнате.
Логопед уточняет названия частей мебели.
Найди отличия между этими картинками.

10. Подведение итогов.